Культура возрождения родоначальница

Возрождение эпоха истории культуры и искусства, отразившая начало перехода от феодализма к капитализму В классических формах Возрождение сложилось Западной Европе, прежде всего Италии, однако аналогичные процессы протекали Восточной Европе и Азии В каждой стране данный тип культуры имел свои особенности, связанные с ее этническими характеристиками, специфическими традициями, влиянием других национальных культур Возрождение связано с процессом формирования светской культуры, гуманистического сознания В сходных условиях развивались сходные процессы искусстве, философии, науке, морали, социальной психологии и идеологии Итальянские гуманисты XV века ориентировались на возрождение античной культуры, мировоззренческие и эстетические принципы которой были признаны идеалом, достойным подражания В других странах такой ориентации на античное наследие могло не быть, но сущность процесса освобождения человека и утверждения силы, разумности, красоты, свободы личности, единства человека и природы свойственны всем культурам ренессансного типа. Основные этапы и жанры литературы эпохи Возрождения связаны с эволюцией гуманистических концепций период Раннего, высшего и Позднего Возрождения Для литературы Раннего Ренессанса характерна новелла, особенно комическая, прославляющего предприимчивую и свободную от предрассудков личность Высокое Возрождение отмечено расцветом героической поэмы В период Позднего Возрождения развиваются жанры романа и драмы, основанные на трагических и трагикомических конфликтах между героической личностью и недостойной человека системой общественной жизни. В эпоху Возрождения зарождается научное видение мира, которое было неразрывно связано с художественной культурой Главное, что объединяло всех великих деятелей эпохи это то, что их творчество являлось результатом эксперимента, обобщением опыта Источником знаний для них была природа Благодаря открытиям, сделанным Н Коперником, Г Галилеем, Д Бруно, произошли серьезные изменения представлениях о мироустройстве. Таким образом, эпоху Возрождения были заложены основные гуманистические взгляды, которые определили направление развития европейской цивилизации. Небывалый до того времени расцвет переживала живопись, которая раскрывала огромные возможности изображении жизненных явлений, человека и окружающей его среды Развитие наук, разработка линейной, а затем и воздушной перспективы, изучение пропорций и анатомии человека все это способствовало утверждению живописи реалистического метода Новые требования, стоящие перед искусством, обусловили обогащение его видов и жанров В монументальной итальянской живописи господствовала фреска С 15 столетия все большее место занимает станковая картина, развитии которой особую роль сыграли нидерландские мастера Наряду с существовавшими ранее жанрами религиозной и мифологической живописи, наполнившимися новым смыслом, выдвинулся портрет, зародилась историческая и пейзажная живопись В Германии и Нидерландах, где народные движения вызывали потребность искусстве, быстро и активно откликающемся на происходящие события, широкое распространение получила гравюра, которая часто использовалась художественном оформлении книг Завершился начатый средние века процесс обособления скульптуры наряду с декоративной пластикой, украшающей здания, появилась самостоятельная круглая скульптура станковая и монументальная Декоративный рельеф приобрел характер перспективно построенной многофигурной композиции Идеалы гуманизма выразились и архитектуре, ясном гармоническом облике сооружений, классическом языке их форм, их пропорциях и масштабах, соотнесенных с человеком Изменился характер прикладного искусства, заимствовавшего формы и мотивы орнаментики жизни и античности и связанного не столько с церковными, сколько со светскими заказами В его общем жизнерадостном характере, благородстве форм и красок сказалось то чувство единства стиля, которое присуще всем видам искусства эпохи Возрождения, составляющим синтез искусства на основе равноправного сотрудничества всех его видов Искусство Возрождения прошло этапы Раннего 15 век соответствует времени зарождения капиталистического производства отдельных городах Италии, Германии, Нидерландах, Высокого 90е годы 15 столетия первая треть 16 века и Позднего Возрождения вторая половина 16 столетия В разных странах оно проявило себя поразному Так, например, Нидерландах не было этапа Высокого Возрождения Классической страной Возрождения была Италия, где ясно выделяются периоды так называемого Проторенессанса предвестия Возрождения, раннего, высокого и позднего Возрождения, причем рамках позднего Возрождения наряду с гуманистическим искусством распространение получает упадочное маньеристическое направление, не способствующее познанию действительности Во второй половине 16 века Западной Европе наступает кризис духовной культуры, обусловленный глубокими общественными потрясениями так называемой революцией цен, вызвавшей далеко идущие социальные сдвиги, пауперизацию народных масс, разрушение феодальных сословий, гражданские войны во Франции, политические столкновения, связанные с нидерландской революцией, яростный натиск Контрреформации В раздробленной Италии, как и Германии, утверждается мелкодержавный княжеский деспотизм В Европе объявляется поход против гуманизма во всех его проявлениях Однако гуманизм был слишком могучим и жизненным явлением, чтобы угаснуть без героической борьбы за свои высокие идеалы В этих условиях позднего, завершающего этапа Возрождения, возникает трагический гуманизм, раскрывающий более глубоко противоречия между человеческой личностью и окружающим ее обществом, осознается жестокий разрыв между ренессансными идеалами и враждебными антигуманистическими силами, начинающими побеждать обществе Стадию позднего Возрождения проходят, кроме Италии, Нидерланды, Франция и Англия Эта стадия порождает наиболее богатые и зрелые плоды Ренессанса искусстве и литературе них достигает расцвета преисполненный внутреннего трагизма реализм. Итальянское искусство эпохи Возрождения носило своеобразный характер и на всех этапах почти трехвекового развития поднималось до исключительных творческих высот Грандиозный размах культуры Возрождения, огромное количество выдающихся произведений сравнительно с небольшими территориями, где они были созданы, до сих пор вызывают удивление и восхищение Все виды искусств переживали подъем В различных областях Италии сложились местные школы живописи, выдвинувшие художников, чьи творческие искания нашли высшие претворения искусстве титанов Возрождения Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Тициана Громадную роль приобрело искусство общественной жизни, оно стало насущной потребностью людей того времени Возведение общественных зданий рассматривалось как дело гражданской важности, открытие наиболее значительных монументов превращалось во всенародные праздники С особой последовательностью и силой новая культура проявилась итальянских городах, которые уже на рубеже 14 15 столетий вступили на путь капиталистического развития значительное распространение она получила также нидерландских, и некоторых прирейнских и южногерманских городах 15 века Однако круг влияния культуры Возрождения был гораздо шире и охватывал территории Франции, Испании, Англии, Чехии, Польши, где новые тенденции проявились с разной силой и специфических формах Важное значение становлении искусства Возрождения имело поновому понятое античное наследие Воздействие античности сильнее всего сказалось на формировании культуры Возрождения Италии, где сохранилось множество памятников древнеримского искусства В спасенных при падении Византии рукописях вырытых из развалин Рима античных статуях перед изумленным Западом предстал новый мир греческая древность перед ее светлыми образами исчезли призраки средневековья Италии наступил невиданный расцвет искусства, который явился как бы отблеском классической древности и которого никогда уже больше не удавалось достигнуть.

Мартини Симоне Посвящение рыцари, 1326, Церковь СанФранческо, Ассизи. Поездка Донателло Рим способствовала еще большему осмыслению им античного искусства, традиции которого находят претворение рельефах кафедры Флорентийского собора 1433 1439 Этот легкий, гармоничный и цельный фриз, составленный из фигурок танцующих путти младенцевангелов, радостных и ликующих, пронизан единым стремительным ритмом движения Возможно, античный памятник Марку Аврелию вдохновил Донателло на создание конной статуи кондотьера наемного военачальника Эразмо да Нарни, прозванного Гаттамелатой 1447 1453, Этот первый конный памятник искусстве Возрождения, посвященный выдающейся личности, получил совсем иную, чем античности, трактовку Уверенно сидит на могучем коне кондотьер, держа руке жезл командующего В его лице, умном и суровом, черты несомненного портретного сходства, выражение непреклонной воли и энергии Фигура кондотьера Гаттамелаты воспринимается неразрывном единстве с медленно шествующим коном, отяжеленные формы которого словно подчеркивают силу всадника Поставленный перед церковью СантАнтонио Падуе, монумент не только сохраняет свою значительность соседстве со зданием храма, но и организует весь ансамбль площади Здесь же Падуе, церкви СантАнтонио, находится алтарь, исполненный Донателло Его рельефы на сюжеты из жизни святого Антония представляются одним из высочайших достижений этого вида скульптуры В сложные многофигурные композиции с архитектурными фонами включено невиданное доселе множество действующих лиц, переданы их чувства и переживания Широтой охвата жизненных явлений эти рельефы, по существу, могут соперничать с живописью. Мазаччо Изгнание из Рая, 14261427 Церковь СантаМария дель Кармине Капелла Бранкаччи, Флоренция. Ту же эволюцию, что и скульптура, проходит живопись раннего Возрождения Преодолевая готическую отвлеченность образов, развивая лучшие черты живописи Джотто, художники 15 века вступают на широкий путь реализма Невиданный расцвет переживает монументальная фресковая живопись Мазаччо Реформатором живописи, сыгравшим ту же роль, что развитии архитектуры Брунеллески, а скульптуре Донателло, был флорентиец Мазаччо 1401 1428, проживший короткую жизнь и оставивший замечательные произведения, которых нашли продолжение поиски обобщенного героического образа человека, правдивой передачи окружающего его мира С наибольшей наглядностью эти искания проявились во фресках капеллы Бранкаччи при церкви СантаМария дель Кармине во Флоренции Чудо со статиром и Изгнание из рая обе между 1427 1428 годами Мазаччо порывает с господствовавшими живописи второй половины 14 века декоративностью и мелочной повествовательностью Следуя традиции Джотто, художник Мазаччо сосредоточивает внимание на образе человека, усиливая его суровую энергию и активность, гражданственный гуманизм Мазаччо делает решительный шаг объединении фигуры и пейзажа, впервые вводит воздушную перспективу Во фресках Мазаччо на смену неглубокой площадке месту действия росписях Джотто приходит изображение реального глубокого пространства убедительнее и богаче становится пластическая светотеневая моделировка фигур, прочнее их построение, разнообразнее характеристики И притом Мазаччо сохраняет огромную нравственную силу образов, которая пленяет искусстве Джотто Наиболее значительная из фресок Чудо со статиром, многофигурная композиция, включающая, по традиции, различные эпизоды легенды о том, как при входе город с Христа и его учеников спросили пошлину статир монету как по приказанию Христа Петр поймал озере рыбу и нашел ее пасти статир, который передал стражнику Оба этих дополнительных эпизода ловля рыбы и вручение статира не отвлекают внимания от центральной сцены группы апостолов, входящих город Фигуры их величавы, массивны, мужественные лица носят индивидуализированные черты людей из народа, крайнем справа человеке некоторые исследователи усматривают портрет самого Мазаччо Значительность происходящего подчеркнута общим состоянием сдержанного волнения Естественность жестов, движений, введение жанрового мотива сцене поисков монеты Петром, тщательно написанный пейзаж сообщают росписи светский, глубоко правдивый характер Не менее реалистична трактовка сцены Изгнание из рая, где впервые живописи Возрождения изображены обнаженные фигуры, мощно моделированные боковым светом Их движения, мимика выражают смятение, стыд, раскаяние Большая достоверность и убедительность образов Мазаччо сообщают особую силу гуманистической идее о достоинстве и значительности человеческой личности Своими новаторскими исканиями художник открыл пути дальнейшего развития реалистической живописи Учелло Экспериментатором области изучения и использования перспективы был Паоло Учелло 1397 1475, первый итальянский баталист Трижды варьировал Учелло композиции с эпизодами битвы при СанРомано середина 1450х годов, Лондон, Национальная галерея Флоренция, Уффици Париж, Лувр, увлеченно изображая разноцветных коней и всадников самых разнообразных перспективных сокращениях и разворотах. Кастаньо Среди последователей Мазаччо выделялся Андреа дель Кастаньо около 1421 1457, проявивший интерес не только к пластической форме и перспективным построениям, характерным для флорентийской живописи этого времени, но и к проблеме колорита Лучшие из созданных образов этого грубоватого, мужественного, неровного по натуре художника отличаются героической силой и неуемной энергией Таковы герои росписей виллы Пандольфини около 1450, Флоренция, церковь Санта Аполлония пример решения светской темы На зеленом и темнокрасном фонах выделяются фигуры выдающихся деятелей эпохи Возрождения, среди них кондотьеры Флоренции Фарината дельи Уберти и Пиппо Спано Последний прочно стоит на земле, широко расставив ноги, закованный броню, с непокрытой головой, с обнаженным мечом руках это живой, полный неистовой энергии и уверенности своих возможностях человек Мощная светотеневая моделировка придает изображению пластическую силу, выразительность, подчеркивает остроту индивидуальной характеристики, яркую портретность, не встречавшуюся ранее итальянской живописи Среди фресок церкви Санта Аполлония выделяется размахом изображения и остротой характеристик Тайная вечеря 1445 1450 Эту религиозную сцену трапезу Христа окружении учеников писали многие художники, всегда следовавшие определенному типу композиции Не отошел от этого типа построения и Кастаньо По одну сторону стола, расположенного вдоль стены, художник разместил апостолов Среди них центре Христос По другую сторону стола видна одинокая фигура предателя Иуды И все же Кастаньо добивается большой впечатляющей силы воздействия и новаторского звучания своей композиции этому способствуют яркая характерность образов, народность типов апостолов и Христа, глубокий драматизм выражения чувств, подчеркнуто насыщенное и контрастное цветовое решение Анджелико Изысканной красотой и чистотой нежных сияющих цветовых гармоний, приобретающих особую декоративность сочетании с золотом, пленяет полное поэзии и сказочности искусство фра Беато Анджелико 1387 1455 Мистическое по духу, связанное с наивным миром религиозных представлений, оно овеяно поэзией народной сказки Просветленны проникновенные образы Коронования Марии около 1435, Париж, Лувр, фресок монастыря СанМарко во Флоренции, созданных этим своеобразным художником монахомдоминиканцем. Флорентийская живопись 15 столетия Мазаччо Иероним и Иоанн Богослов 1428, Национальная галерея, Лондон. Пьеро делла Франческа учился у Доменико Венециано, некоторое время жил во Флоренции, проявил глубокий интерес к теоретическим проблемам живописи позже он написал трактаты О живописной перспективе и О правильных телах В своем творчестве он соединил интерес к проблеме света и цвета с поисками строгой пропорциональности фигур, ясности правильных объемов и перспективных построений Отбрасывая второстепенное, укрупняя и обобщая реалистические формы, он создавал типические образы, полные сдержанности, чувства собственного достоинства, веры нравственную чистоту и совершенство разума человека Наиболее прославленное его творение ансамбль росписей на тему легенды о животворящем кресте украшает церковь СанФранческо Ареццо 1452. В силу специфических причин исторического развития культура Возрождения Венеции сформировалась лишь во второй половине 15 века, значительно позже, чем других областях и городах Италии Богатая торговая аристократическая республика, тесно связанная с Византией, а также с государствами Западной Европы, восприняла и красочную декоративность Востока и традиции европейского готического искусства В сложении собственно ренессансного искусства, и прежде всего живописи Венеции, особое место заняли художники семьи Беллини Якопо, Джованни и Джентиле Беллини Самым талантливым из них был Джованни Беллини около 1430 1516, который усовершенствовал технику масляной живописи и добился сочности и глубины тонов, их мягких переходов Освобождаясь от детализации и мелочности, он сосредоточивает внимание на раскрытии значительности нравственного мира человека Джованни Беллини связывает образ человека с природой, способствующей передаче настроения изображаемого. На рубеже XIV XV веков Италии начинает формироваться раннебуржуазная культура, которая получила название культура Возрождения Ренессанс.

Если культура средневековья была связана прежде всего с жизнью феодального поместья, то эпоху Возрождения складывается новая городская культура Впервые городах возникает простое товарное производство, основанное на свободном распоряжении ремесленника собственным товаром и прибылью Неслучайно культуру Возрождения характеризуют как зародыш индустриальной цивилизации Товарное производство стимулировало потребность совершенствовании производительных средств и навыков мастерства, что свою очередь дало толчок для опытного познания природы, зарождения науки, рационалистической философии Кроме того, потребность независимом труде городского работника способствовала формированию новых представлений о человеке, его правах, свободах и достоинствах. Гуманистические идеи Возрождения получили глубокое выражение философии и искусстве Целью упомянутого мировоззрения явилось возвеличивание и прославление человека как высшего творения Бога Своеобразным девизом гуманизма явились слова из Ветхого Завета И сказал Бог сотворим человека по образу и подобию Своему И сотворил Бог его Бытие Гл 1 стр. Французская живопись и скульптура эпохи Возрождения целом характеризуются как изящноспокойные Лучшие достижения живописи связаны с миниатюрой Самым известным французским живописцем является Жан Фуке, создавший иллюстрации к знаменитым произведениям Возрождения, том числе к Декамерону Боккаччо Известны также и его портреты короля Карла VII и придворных. В таких условиях складывалось искусство испанского Возрождения Если живопись была полностью подчинена церковной власти, то литература была более смелой и решительной В этой связи широкое распространение получили рыцарские и шутовские романы Родоначальником упомянутого жанра был Фернандо де Рохас, известный своей трагикомедией Селестина Его продолжателем явился великий испанский писатель Мигель де Сервантес, создавший знаменитую рыцарскую пародиюроман Дон Кихот, котором ярко отразились героические тенденции испанского общества Основоположником испанской драмы был Лопес де Вега автор знаменитых произведений Собака на сене, Учитель танцев. Как уже было сказано отличие от литературы, испанская живопись была более подвержена влиянию католической церкви и поэтому проникнута религиозными настроениями, выраженными набожности.

В культурном и историческом развитии Западной Европы важное значение принадлежало идеям Реформации Это широкое социальнополитическое и религиозное движение, возникшее начале XVI века Германии и Швейцарии, было направлено на преобразование христианской религии Идеи Реформации, как и гуманистические идеалы, дали мощный толчок развитию новых капиталистических отношений Важным объединяющим фактором обоих направлений был протест против всеобъемлющей власти католической церкви, которая была международным центром всей Западной Европы, как духовным так и политическим Церковь являлась крупнейшим феодалом, владея третьей частью всех земель и угодий Ревностно защищая феодальный строй Римскокатолическая церковь стала главным противником идей гуманистов и реформаторов. Стержнем протестантского мировоззрения стала идея все от Бога, то есть спасение человека зависит только от божественной воли, а потому человеку остается лишь уповать на Бога и верить свое спасение Истинно верующий свое спасение по божьей воле должен принимать и стойко переносить все жизненные испытания, стремясь к внутренней чистоте и духовной стойкости Мартин Лютер заложил основы нового подхода к человеческому труду Бескорыстное христианское служение, по его мнению, должно воплощаться упорном и усердном труде, выполнении обыденной работы не ради достижения успеха, а во имя сохранения божественного миропорядка эта лютеранская идея способствовала формированию принципиально новой культуры человеческой жизнедеятельности и труда, что явилось ценным вкладом становление раннебуржуазной идеологии. Два разнохарактерных мировоззрения выразили новый подход к миру, человеку, культуре Неслучайно оба направления стали духовной основой и объектами поддержки со стороны новой идеологии индустриальной буржуазной цивилизации. Духовенство утрачивает свой авторитет и позиции обществе Это привело к отпадению ряда европейских стран от католицизма и появлению различных форм протестантизма. Период Проторенессанса предвестника Возрождения, которым именуют первую половину XIV века, это появление Божественной комедии великого Данте, лирического гения Петрарки, считающихся родоначальниками итальянского гуманизма, это полный народного юмора и вольнодумства Декамерон Боккаччо, это творения живописца Джотто, чьих картинах появились реалистические, живые, объемные, пластически выразительные изображения людей.

Эпоха Возрождения заменила религиозный ритуал светским, возвела человека на героический пьедестал Эпоха с одной стороны дала миру образцы художественного гения, науки и философии, а с другой выразилась широком социокультурном кризисе, связанном с разрушением средневековой идеологии и социума Эпоха Возрождения сформировала новый идеал человека, самодостаточного своей деятельности и не зависящего от коллективных образований города, род, сословие. История городской культуры России первые города Признаки урбанизированной культуры высокая плотность застройки территории, наличие транспортных магистралей Городская культура советского периода Своеобразие городской культуры на примере ярмарки. Основные культурологические концепции Человек, творчество, культура философии Н Бердяева. Северный Ренессанс Дюрер Мадонна с грушей 1512, Музей истории искусства, Вена. Позднее Возрождение Тициан Венера Урбинская 1538, Галерея Уффици, Флоренция. Термин Возрождение начал применяться еще 16 веке по отношению к изобразительному искусству Автор Жизнеописаний наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих 1550 художник Джорджо Вазари писал о возрождении искусства Италии после долгих лет упадка период средневековья Позже понятие Возрождение приобрело широкий смысл Культура Возрождения Ринашименто на итальянском, Ренессанс на французском языке возникла Европе, тех экономически наиболее развитых областях, где раньше всего созрели предпосылки для перехода от феодализма к начальной стадии капитализма. В основе культуры Возрождения лежит принцип гуманизма, утверждения достоинства и красоты человека, его разума и воли, его творческих сил В отличие от культуры средневековья гуманистическая жизнеутверждающая культура Возрождения носила светский характер Освобождение от церковной схоластики и догматики способствовало подъему науки Страстная жажда познания реального мира и восхищение им привели к отображению искусстве самых различных сторон действительности и сообщили величественный пафос и глубокую проникновенность наиболее значительным творениям художников. Само слово ренессанс означает отказ от средневековой культуры и возвращение, возрождение культуры и искусства грекоримской античности И хотя термин возрождение получил широкое хождение позднее, начале XIX века, сами реальные процессы имели место гораздо раньше. К сказанному следует добавить то, что именно Италии сохранилось многое от римской античности, и прежде всего язык древности латынь, а также города, деньги и Сохранилась память о величии далекого прошлого Все это и обеспечило Италии первенство создании новой культуры.

Основателем гуманизма и всей ренессансной культуры стал итальянский поэт Франческо Петрарка 1304 1374 Он первым заговорил о повороте культуры к античности, к Гомеру и Вергилию Петрарка не отвергает христианство, но оно предстает у него переосмысленным, очеловеченным Поэт весьма критически смотрит на схоластику, осуждает ее за подчиненность теологии, за пренебрежение к проблемам человека. Если для религиозного Средневековья человек это тварь дрожащая, то гуманисты Возрождения не знают предела возвышении человека, сближая и уравнивая его с Богом Николай Кузанский называет человека вторым богом Если первый Бог властвует па небе, то второй на земле. Гуманисты также провозгласили веру разум человека, его способность познать и объяснить окружающий мир без обращения к Божьему промыслу Они отвергли притязания теологии на монопольное обладание истиной, выступили с критикой прежней роли религиозных догм и авторитетов деле познания. Гуманисты отвергли религиозную концепцию человека как раба Божьего, лишенного свободы воли, нормами поведения которого являются безропотное смирение, покорность судьбе, безусловное подчинение Божественной воле и благодати Они возродили античный идеал свободной, творческой, активной, всесторонне и гармонически развитой личности Не грехопадение и искупление составляют смысл человеческого бытия, А деятельная, активная, трудовая жизнь, являющаяся безусловной ценностью Любой труд будь то земледелие, ремесло или торговля, любое приумножение богатства получает у гуманистов самую высокую оценку. Гуманистическая культура создала не только новое понимание человека, но и новый взгляд на природу В средние века на. Пеграрка видит природе живое и разумное существо Она для него любящая мать и воспитательница, естественная норма для естественного человека В человеке все от природы, не только тело, но и разум, и добродетель, и даже. Церковь буквально утопала роскоши и богатстве, она потеряла всякую меру своем стремлении к власти, обогащению. Реформации Он действительно идейно подготовил Реформацию, но не принял ее, поскольку та, по его мнению, для преодоления Средневековья использовала средневековые же способы. Кальвин 1509 1564, возглавившие бюргерскобуржуазное направление, а также Томас Мюнцер 1490 1525, возглавивший. Именно этот принцип равенства восстанавливает Реформация Служители Церкви не должны иметь какиелибо привилегии отношениях с Богом Претендуя на посредническую миссию между простым верующим и Богом, они посягают на право каждого непосредственно общаться с Богом, ибо как утверждает Лютер, каждый сам себе священник На должность пастора может быть избран любой член община.

Реформация многими своими сторонами перекликается с гуманизмом Возрождения Она также идет по пути возвышения человека, делая это, определенном смысле, более трезво и осторожно Гуманизм слишком щедро сближает человека с Богом, объявляет его вторым богом, человекобогом и Реформация поступает более осмотрительно Она сохраняет христианский тезис об изначальной греховности человека В то же время она наделяет его Божественным началом Божественным даром и благодатью, которые открывают перед ним реальный путь к спасению. В то же время между Реформацией и гуманизмом имеются существенные различия Главное из них касается отношения к разуму Возвеличивая человека, гуманизм опирался прежде всего на бесконечные возможности человеческого разума Его вера человека покоилась на вере его разум Реформация смотрела на разум весьма критически Лютер называл его блудницей дьявола Веру Бога он объявлял недоступной и непостижимой для разума. Поразному решались такие вопросы о соотношении человеческого и божественного, что проявилось идейном споре между Лютером и Эразмом Роттердамским Первый упрекал второго за то, что человеческое значит для него больше, чем божественное Лютер придерживался противоположной позиции. Возникший из Реформации протестантизм включает себя несколько течений лютеранство, кальвинизм, англиканство, пресвитерианство, баптизм др Однако все они представляют собой религию, которая является удивительно простой, дешевой и удобной Именно такая религия нужна была нарождавшейся буржуазии Она не требует больших денег на строительство дорогих храмов и обслуживание пышного культа, что имеет место католицизме Она не отнимает много времени для молитв, паломничества к святым местам и других обрядов и ритуалов. Именно этот орден прославился таким печально знаменитым событием, как Варфоломеевская ночь, когда одном только Париже ночь на 24 августа 1572 было убито более 2 тысяч протестантовгугенотов, а по всей стране течение последующих двух недель около 30 тысяч протестантов Гонениям подвергались не только протестанты, но и гуманисты, произведения которых объявлялась запрещенными Для этого был создан Индекс запрещенных книг, куда были включены Божественная комедия Данте, Декамерон Боккаччо, Об обращениях небесных сфер Коперника и многие другие. Платоновскую академию во Флоренции, перевел труды великого грека на латинский язык Идеи Аристотеля вернулись Европу еще раньше, до эпохи Возрождения Во время Ренессанса, по словам Лютера, именно он, а не Христос, правит европейских университетах. Распространению натурфилософских взглядов способствовали научные открытия Главным из них стала гелиоцентрическая теория Н Коперника, которая произвела настоящий переворот представлениях о мире. Следует, однако, заметить, что научнофилософские взгляды того времени все еше испытывают заметное влияние со стороны религии и теологии Такого рода воззрения часто принимают форму пантеизма, котором существование Бога не отрицается, но Он растворяется природе, отождествляется с ней К этому надо добавить также влияние так называемых оккультных наук астрологии, алхимии, мистики, магии и Все это имеет место даже у такого философа, как Д Бруно.

В средние века искусство во многом имело прикладной характер, оно было вплетено саму жизнь и должно было украшать ее В эпоху Возрождения искусство впервые приобретает самоценность, оно становится самостоятельной областью прекрасного Вместе с этим у воспринимающего зрителя впервые формируется чисто художественное, эстетическое чувство, впервые пробуждается любовь к искусству ради него самого, а не ради назначения, которому оно служит. Вершиной творчества Данте стала Божественная комдия занявшая особое место истории мировой культуры По своему построению эта поэма также находится русле средневековых традиций В ней рассказывается о приключениях человека, попавшего загробный мир Поэма имеет три части Ад, Чистилище и Рай, каждая из которых насчитывает 33 песни, написанные трсхстрочными строфами. К числу выдающихся итальянских поэтов относится также Франческа Петрарка В мировой культуре он известен прежде всего своими сонетами В то же время он был широкомасштабным мыслителем, философом и историком Его по праву считают основателем всей ренессансной культуры. Джотто да Бондопе является самым ярким представителем итальянского Проторенессанса изобразительном искусстве Основным его жанром были фресковые росписи Все они написаны на библейские и мифологические сюжеты, изображают сиены из жизни Святого семейства, евангелистов, святых Однако трактовке этих сюжетов явно преобладает ренессансное начало В своем творчестве Джотто отказывается от средневековой условности и обращается к реализму и правдоподобию Именно за ним признается заслуга возрождения живописи как художественной самоценности. Сцена Оплакивание Христа отмечена особым драматизмом Она переполнена трагическим отчаянием, невыноси мой болью и страданием, безутешным горем и скорбью. Раннее Возрождение окончательно утвердило новые эстетические и художественные принципы искусства При этом библейские сюжеты попрежнему остаются весьма популярными Однако их трактовка становится совершенно иной, ней уже мало что остается от Средневековья. Мазаччо по праву считается одной из главных фигур Раннего Возрождения Он продолжает и развивает тенденции, идущие от Джотто Мазаччо прожил всего 27 лет и успел сделать немного Однако созданные им фрески стали настоящей школой живописи для последующих итальянских художников По мнению Вазари, современника. С конца XV века, когда итальянское искусство достигает наивысшего подъема, начинается Высокое Возрождение Для Италии этот период оказался исключительно тяжелым Раздробленная и потому беззащитная, она была буквально опустошена, разграблена и обескровлена вторжениями со стороны Франции, Испании, Германии и Турции Однако искусство этот период, как это ни странно, переживает невиданный расцвет Именно это время творят такие титаны, как Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Тициан.

Леонардо да Винчи действительно, оставаясь гением Возрождения, принадлежал не только своему времени, но и прошлому, и будущему Он во многом не принят господствовавшей Италии платоновский гуманизм, упрекая Платона за абстрактную теоретичность Разумеется, искусство Леонардо было высшим воплощением идеалов гуманизма Однако как ученому ему гораздо ближе был аристотелевский эмпиризм, и вместе с ним он переносился XIII веке, позднее Средневековье, когда властителем дум был Аристотель. Именно тогда рождался дух научного эксперимента, утверждение и развитие которого решающий вклад внес Леонардо Вместе с тем опять же как ученый и мыслитель он на целые столетия опередил свое время Леонардо разрабатывал систему мышления, которая получит распространение после эпохи Ренессанса, Новое время Многие его идеи и технические проекты замыслы самолета, вертолета, танка, парашюта и будут воплощены только XIX XX веках. В своих произведениях он стремился выразить переходное, меняющееся состояние Именно такой предстает загадочная и странная полуулыбка его знаменитой Джоконды Благодаря этому все выражение лица становится неуловимым и меняющимся, странным и загадочным. Продолжением 1начатоЙ темы стало полотно Мадонна Литта где ярко проявилась еще одна особенность творчества художника игра на контрастах Завершением темы явилась картина Мадонна гроте, которая говорит о полной творческой зрелости мастера Это полотно отмечено идеальным композиционным решением, благодаря которому изображенные фигуры Мадонны, Христа и ангелов сливаются с пейзажем единое целое, наделенное спокойным равновесием и гармонией. Второй вершиной творчества Леонардо стал знаменитый портрет Моны Лизы, или Джоконда Это произведение положило начало жанру психологического портрета европейском искусстве При его создании великий мастер с блеском использовал весь арсенал средств художественной выразительности резкие контрасты и мягкие полутона, застывшая неподвижность и всеобщая текучесть и изменчивость, тончайшие психологические нюансы и переходы Весь гений Леонардо заключен удивительно живом взгляде Моны Лизы, ее таинственной и загадочной улыбке, мистической дымке, покрывающей пейзаж Это произведение относится к числу редчайших шедевров искусства. Рафаэль был архитектором и живописцем Вслед за Браманте он участвовал проектировании и сооружении Собора св Петра, строил капеллу Киджи Церкви Сайта Мария дель Пололо Риме Однако невиданную славу ему принесла живопись. К числу выдающихся творений Рафаэля относятся росписи личных папских покоев станц Ватикане, посвященные библейским сюжетам, а также философии, искусству и юриспруденции.

С другой стороны, их творчество далеко не все считают возрожденческим Такого мнения, частности, придерживается нидерландский ученый И Хейзинг, относя их творчество к позднему Средневековью. Главным творением Рабле стал роман Гаргантюа и Пантагрюэлъ состоящий из пяти частей, последняя из которых вышла свет уже после смерти писателя Роман покоится на фольклорной основе, он написан сочным, народным языком с явным вызовом хорошему вкусу, насыщен пословицами и поговорками В нем много буйного вымысла, фантастики и фантастических приключений В известной мере его можно назвать утопическим. При описании уклада жизни воображаемом Телемском аббатстве Рабле полной мере раскрывает свое понимание общественных идеалов и ценностей Известно, что монастырская жизнь подчинена жесткому уставу, который по своей строгости мало чем уступает армейскому В этом смысле Телем представляет собой совершенно новый тип монастыря Его контингент составляют здоровые мужчины и женщины, ни чем не являющиеся ущербными, не признающие принципов христианского аскетизма, включая обет целомудрия, бедности и послушания. В творчестве Шекспира условно можно выделить три периода Первый приходится на 90е годы XVI века В это время. Именно это время он создает гениальные трагедии Гамлет, Отелло, Король Лир, Макбет Особого выделения среди.

Именно таким человеком был Гамлет принц датский, воплощавший собой яркую, всесторонне развитую личность Он учился. Однако при ближайшем рассмотрении следует признать, что это усиление было относительным лишь по сравнению с эпохой Ренессанса В целом же возникшая еще позднем Средневековье и резко возросшая эпоху Возрождения тенденция к секуляризации сохранилась, хотя и несколько ослабла Ее сохранению способствовали многие факторы Прежде всего сам раскол католицизма и появление протестантизма различных его формах Возникший религиозный плюрализм вел к разъединению людей, к ослаблению их единства, а вместе с этим к ослаблению религиозного чувства В том же направлении действовала дифференциация культуры, благодаря которой все области культуры становились независимыми прежде всего по отношению к религии Религия при этом ут рачивала роль универсального, всепроницающего и объединяющего начала Она становилась один ряд с другими явлениями культуры Ее теснили набиравшие силу национальный и политический факторы. Декарт отличие от Бэкона стал родоначальником рационализма, согласно которому источником знания является разум, а не чувства Он является автором знаменитого афоризма Мыслю, следовательно, существую О нем трудно сказать, кем он был больше философом или ученым, ибо был не только философом, но и выдающимся математиком, физиком и физиологом, внесшим огромный вклад развитие этих наук Декарт развивает идеи о культуре, основе которой будут лежать разум и наука, а не религия. В музыке рождается опера Создателем этого жанра является итальянский композитор К Монтеверди 1567 1643, написавший оперу Орфей, которая была поставлена 1607 и стала настоящим шедевром оперного искусства Музыка ней впервые не просто дополняет стихи, но является главным действующим лицом, выражающим смысл всего происходящего на сцене Помимо оперы музыке также возникают кантаты и оратории. Ярким представителем итальянского барокко является римский архитектор, скульптор и живописец Л Бернини 15981680. Одной из центральных тем его творчества является женщина, любовь и ребенок, как естественный и прекрасный плод любви Данную сторону его творчества можно увидеть и почувствовать таких картинах, как Венера и Адонис, Юнона и Аргус, Персей и Андромеда, Вирсавия. Один из них связан с пластикой, создаваемой чисто художественными, живописными средствами, комбинацией. XVII столетие стало золотым веком театра В Англии продолжает творить У Шекспир, пьесы которого ставятся известном театре Глобус. Трагикомедия Корнеля Сид, раскрывающая конфликт чувства и долга, означала утверждение классического стиля Трагедии Расина Британика, Федра и др также посвящены теме торжества нравственного долга над чувствами Мольер был не только великим драматургом, но и актером и режиссером Он создал жанр социальнобытовой комедии Мольер оказал огромное влияние на развитие мировой драматургии и театра Многие его пьесы Мещанин во дворянстве Тартюф, Скупой и др идут театрах и наши дни В 1680 результате слияния. Значительный прогресс наблюдается во всей материальной культуре, технике и технологии Уральский теплотехник И П Ползунов разработал проект универсального парового двигателя и построил паросиловую установку, опередив английского изобретателя Д Уатта Механиксамоучка И П Кулибин изобрел многие механизмы часы, прожектор, семафорный телеграф, разработал проект моста через Неву В сельском хозяйстве вместо серпа используется коса, создаются конные заводы, успешно развивается скотоводство Петр I придавал большое значение торговле, называя ее верховной обладательницей судьбы человеческой, и всячески содействовал ее развитию По его инициативе устраиваются крупные ярмарки, строятся каналы построен Вышневолоцкий, начато строительство ВолгоДонского.

Только сегодня, связи с появлением архитектуры постмодернизма, вызвавшей переоценку ценностей, Москва по своей архитектурной значимости вновь возвысилась над Петербургом. Положение художественной культуры и искусства XIX веке также становится сложным и противоречивым С одной стороны, искусство продолжает успешно развиваться В нем возникают новые стили, школы и течения С другой стороны, искусство начинает все ощутимее испытывать определенное недомогание Оно все больше чувствует себя невостребованным, как бы никому не нужным Одна из причин тому состояла том, что пришедшая к экономической и политической власти буржуазия имела весьма скромный культурный и эстетический уровень, явно проигрывая этом плане уходящей прошлое феодальной аристократии. Еще один фактор, сильно влиявший на развитие искусства, был связан с наукой В XIX веке наука и искусство не просто продолжали обособляться друг от друга Их взаимоотношения становились все более антагонистическими и напряженными Искусство ревниво воспринимало растущий общественный престиж науки, видя ней опасного и преуспевающего соперника Оно не могло смириться с претензиями науки на монополию области познания мира, считая, что научный рационализм бессилен познании того, что касается человека и общества. Романтизм родился из глубокого разочарования результатах практического воплощения просветительских идеалов, из полного неприятия складывающейся жизни, которая была слишком серой, грубой и унылой, лишенной какойлибо поэзии Неудовлетворенность реальным миром толкала художниковромантиков к уходу от него далекое прошлое, мир мифологии, к древнейшим истокам жизни своего народа По тем же мотивам их взоры часто обращались на Восток, надежде там отыскать нечто прекрасное, возвышенное или просто экзотическое Реальность вообще выступала для романтиков не конечной целью, но всего лишь отправным пунктом на пути мир фантазии и воображения. К Писсаро отдает предпочтение городскому пейзажу изображению домов, бульваров, улиц, заполненных экипажами и прогуливающейся публикой, бытовыми сценами. Центральными фигурами французского символизма являются поэты С Малларме 1842 1898 П Верлен 1844 1896, А Рембо 1854 1891 Первый считается родоначальником течения Второй создал прекрасные шедевры. Наряду с литературой удивительный расцвет переживает русская музыка Уже первые десятилетия XIX века появляется целый ряд прекрасных композиторов, многие из который тяготеют к романтизму Ведущим жанром является романс Его предоставляют А А Алябьев, П П Булахов, А Е Варламов, А Н Верстовский, А Л Гурилев. Большими достижениями отмечено также развитие изобразительного искусства, особенно живописи Романтизм русской живописи XIX века представляют О А Кипренский и С Ф Щедрин Первый известен главным образом как портретист, написавший Автопортрет с кистями за ухом, А С Пушкин, Е П Ростопчина и др Второй создал поэтические образы итальянской природы, частности серию Гавани Сорренто.

Весьма успешно развивается также русский театр Его расцвет связан с именем великого драматурга А Н Островского, творческая судьба которого была соединена с Малым театром Москве Он создал пьесы Гроза, Доходное место, Лес, Бесприданница, постановка которых сделала русский театр классическим Выдающимся актером на русской сцене был М С Щепкин. Теперь знание все меньше имеет эмпирическое, опытное происхождение Оно нарастающей степени становится чисто теоретическим, и теоретический уровень познания начинает доминировать над эмпирическим Роль субъективного фактора при этом возрастает Главными методологическими принципами науке становятся принципы релятивизма и плюрализма. В своих манифестах он призывал к тотальному обновлению искусства Представители модерна широко использовали современные техникоконструктивные возможности, но вместе с тем проявляли определенное недоверие и даже боязнь к машине Научный расчет они пытались сочетать с интуицией и иррационализмом Модерн не принимал концепцию искусства для искусства, проявлял интерес к анархизму и социалистическим идеям, намеревался перестроить общественную жизнь с помощью искусства. Наряду с главным направлением поэзии существовала тенденция, которая стремилась оградить ее от повседневности и обыденности, прозаических сторон жизни, наполнить ее тонкой образностью, высокой. В таком же духе рассматривает искусство К Д Бальмонт Символическую поэзию он определяет как поэзию, которой органически, не насильственно сливаются два содержания скрытая отвлеченность и очевидная красота Поэзия для него начинается там, где есть порыв к новому сочетанию красок и звуков их неотразимой убедительности.

Решебники для школьников — University-full
525
Просмотров: 2