Методы и подходы изучения исторического процесса

Методологические основы изучения истории Предмет и методы исторического исследования. Как выглядеть моложе лучшие стрижки для тех, кому за 30, 40, 50, 60 Девушки 20 лет не волнуются о форме и длине прически Кажется, молодость создана для экспериментов над внешностью и дерзких локонов Однако уже посл. Метод представляет собой способ изучения исторических процессов через их проявления исторические факты, способ получения из фактов новых знаний К конкретным методам относятся. Географический детерминизм абсолютизирует роль географических факторов развитии исторического процесса Так, французский просветитель Ш Л Монтескье 1689 1755 основоположник географической школы социологии, считал, что климат, почва и состояние земной поверхности определяют дух народа и характер общественного развития Русский географ, социолог и общественный деятель Л И Мечников 1838 1888 особое значение придавал гидросфере и пытался объяснить неравномерность общественного развития изменением значения одних и тех же географических условий, прежде всего водных ресурсов и путей сообщения В соответствии с этим он выделял три периода истории цивилизации 1 речной со времени возникновения первых государств долинах Нила, Тигра и Евфрата, Инда и Ганга, Хуанхе и Янцзы 2 средиземноморский от основания Карфагена 3 океанический после открытия Америки. Эволюционизм как методологический подход оформился во II половине XIX в трудах Э Тайлора, А Бастиана, Л Моргана Согласно их взглядам, существует культурное единство человечества и общие законы развития культур всех народов от простых форм к сложным, от низших к высшим различие культуре разных народов следствие разных ступеней их эволюции Движущая сила эволюции человеческого общества совершенствование психики. Этот подход абсолютизировал социальноэкономические факторы и игнорировал духовную, ментальную специфику истории народов, человеческий фактор. Цивилизационный подход Зачатки цивилизационного подхода появились еще во II пол XVIII Вольтер, дальнейшее развитие дал немецкий просветитель конца XVIII И Г Гердер Он считал, что развитие есть естественный результат развития человеческих способностей, раскрытие которых зависит от природных условий, поэтому нет единой цивилизации, а существует множество неповторимых цивилизаций. Другим крупным теоретиком цивилизационного подхода был английский историк и общественный деятель Арнольд Тойнби 1889 1975 Основной труд Постижение истории 12 томах он начал издавать 922 В центре его учения локальные цивилизации, которые не охватывали все человечество и были ограничены во времени и пространстве Согласно классификации Тойнби, историческом времени существовала 21 локальная цивилизация, из числа которых к середине XX насчитывалось 5 живых, том числе христианская и исламская. В отличие от Шпенглера, категорически отрицавшего единство и целостность исторического процесса, Тойнби допускал некоторую степень взаимовлияния разных цивилизаций, считал, что локальные цивилизации представляют собой мозаичные составляющие универсальной панорамы всемирной истории.

Только привлечение всех видов источников позволит воссоздать объективную картину исторического развития. Наибольший интерес для историков представляют письменные источники Их изучает вспомогательная историческая дисциплина источниковедение Письменные источники также подлежат классификации Согласно отечественному историку Л Н Пушкареву, можно разделить письменные источники на два рода делопроизводственные и повествовательные Делопроизводственные источники делятся на 4 вида картографические, статистические, актовые, канцелярские Повествовательные источники Пушкарев разделил также на 4 вида личные, художественные, исторические и научные Существуют и другие классификации исторических источников. Пятифан Все права на сайт и размещенные работы защищены законом об авторском праве. Широкое распространение исторической науке получил метод сравнения компаративный метод сравнение исторических фактов, портретов исторических деятелей процессе исторического познания Он направлен на обнаружение аналогий или их отсутствие историческом процессе Плодотворные результаты компаративный метод дает при сопоставлении истории разных государств, жизни различных народов. Тесно связан с методом сравнения типологический метод классификационный метод основанный на классификации исторических явлений, событий, объектов выявлении общего единичном, поиске характерных признаков для определенных типов исторических событий Классификация это основа всех типов теоретических конструкций, включающих сложную процедуру установления причинноследственных связей, которые связывают классифицируемые объекты Данный метод дает возможность сопоставлять исторические явления по сходным параметрам. Изучение исторических источников предполагает применение метода сопоставления взаимопроверки сведений имеющихся документов, разнообразных исторических источников, что исключает абсолютизацию единожды упоминаемого факта, а соответственно спекулятивность историческом познании, и обеспечивает приближение к истине ретроспективном отображении исторического события или процесса. Все перечисленные и охарактеризованные методы исторического исследования или методы исторического познания одновременно являются и методами изучения истории рамках широко распространенного проблемнохронологический метода изучения исторических процессов во взаимосвязи фактов, событий и явлений хронологической последовательности. Методологический подход способ исторического исследования, основанный на определенной теории, объясняющей исторический процесс. Теологический подход возник одним из первых Он уходит своими корнями религиозные представления, определившие основы понимания развития человечества К примеру, основе христианского понимания развития общества лежит библейская модель истории Теологический подход, таким образом, опирается на теории, объясняющие исторический процесс как отражение Божественного плана существования человечества Согласно теологическому подходу источником развития человеческого общества является Божественная воля и вера людей эту волю Приверженцами этой теории являлись Августин, Джеффри, Оттон В XIX ход истории определял божественным провидением Л Ранке К российским авторам христианской концепции исторического развития относятся Г Флоровский, Н Канторов.

Субъективизм это идеалистическое понимание исторического процесса, согласно которому история развития общества определяется не объективными законами, а субъективными факторами Субъективизм, как методологический подход, отрицает исторические закономерности и определяет личность творцом истории, объясняет развитие общества волей отдельных выдающихся личностей, результатом их деятельности К сторонникам субъективного метода исторической социологии можно отнести К Беккера. Теория формаций сформулирована как обобщение исторического пути развития Европы В рамках этой методологии человеческая история унифицируется, представляется, что все страны движутся одном направлении от первобытного к коммунистическому обществу Ход истории детерминирован предопределен социальноэкономическими отношениями, а человек условиях классового подхода к истории рассматривается лишь как составляющая класса и производительных сил Основное внимание уделяется классовой борьбе как движущей силе истории, когда абсолютизируется революционное развитие и преуменьшается значение эволюционного развития. Независимо от общих принципов, подхода и методологии исследования процессе исторического познания следует избегать двух крайностей волюнтаризма и фатализма Под волюнтаризмом понимается чрезмерное преувеличение роли личности истории, так что весь ход исторического развития предстаёт как результат исключительно желаний и произвола субъективной человеческой воли История, таким образом, представляется сплошным хаосом, лишённым какихлибо закономерностей Другая крайность фатализм, вера то, что абсолютно всё предопределено и жёстко детерминировано неумолимыми объективными законами общественного развития, так что сознательная и целенаправленная человеческая деятельность не играет какойлибо существенной роли истории Следует всегда твердо помнить, что реальной истории имеет место сочетание как субъективных, так и объективных факторов Гипертрофировать роль одного из них корне неверно и непродуктивно. Следует заметить, что роль логики научном познании вообще велика, но особенно сильно она возрастает при построении научной гипотезы или выдвижении теоретического положения Именно применение идей, методов и аппарата научной логики делает возможным решение таких вопросов, как непротиворечивость и полнота теории, проверяемость гипотезы, правильность выбранной классификации, строгость определений и. Количественный метод используется сравнительно недавно Он связан с математической обработкой цифровых данных и количественных характеристик изучаемых явлений и процессов, чем достигается получение качественно новой, углублённой информации об объекте исследования. Самостоятельная работа студентов подавляющем большинстве случаев так или иначе связана с научной литературой, поэтому важность умелого обращения с печатной продукцией не подлежит сомнению Это тем более актуально, к социологические опросы и исследования наших дней однозначно свидетельствуют, что интерес к чтению у молодёжи падает Понятно, что причин здесь много компьютеризация нашей жизни, распространённость электронных средств массовой информации, лимит свободного времени и однако всё это не отменяет главного, а именно необходимость работы с литературой, а работать с литературой надо уметь. Особой методики чтения требует подготовка к экзаменам Объём материала, который нужно повторить или выучить студенту к определённому сроку, обычно достаточно велик чаще всего это учебник или лекционные записи В данном случае читать следует три раза Первый раз это беглое и ознакомительное чтение Второй раз следует читать очень медленно, внимательно, вдумчиво, стараясь запомнить и понять прочитанное После этого надо сделать перерыв и отвлечься, занявшись другими делами И непосредственно перед экзаменом снова прочитать всё быстро и бегло, восстанавливая памяти то, что забылось. Теперь что касается работы с учебной литературой Безусловно, самыми массовыми и общеупотребительными книгами являются вузовские учебники истории Здесь следует сразу отметить, что пользоваться ими лучше всего по принципу чем меньше тем лучше Это ни коем случае не связано с какимто негативным или пристрастным отношением к определённым авторам и их учебным пособиям Наоборот, целом, большинство институтских учебников истории а их довольно много написано вполне компетентными специалистами и на достаточно высоком профессиональном уровне Более того, учебник незаменим при подготовке к экзамену или зачёту, здесь без него просто не обойтись Но процессе разбора вопросов семинарских занятий или при написании студентами рефератов или докладов роль учебника должна быть сведена к минимуму Учебники, при всём их различии между собой авторских подходах и стилистике, освещают один и тот же набор фактов и событий, излагают один и тот же материал Студенты приходят институт, уже имея за плечами опыт изучения истории школе и связную картину исторического прошлого, поэтому основной массив исторических сведений, сообщаемый учебниками, им болееменее знаком Нет нужды дублировать то, что уже было изучено раньше.

Кроме того, существуют вспомогательные исторические дисциплины источни коведение, историография, хронология, метрология, палеография, генеалогия, геральдика и др Они имеют достаточно узкий предмет исследования и изучают его детально, что способствует более глубокому пониманию исторического процесса целом. Последовательных реформаторских взглядов придерживались Н Милютин, сыгравший видную роль разработке проекта крестьянской реформы, генерал Ростовцев председатель Редакционных комиссий, которых шла выработка закона о реформе, министр внутренних дел Ланской А убежденные консерваторы Долгоруков и Муравьев стремились повлиять на Александра II так, чтобы сделать реформу как можно менее либеральной Эта борьба правительстве велась с переменным успехом, что и отразилось на основных положениях реформы. Размер крестьянского надела должен был производиться по соглашению помещика с крестьянами Там, где соглашения не достигалось, устанавливались государственные нормы Помещики имели право сохранить не менее 1 3 земли нечерноземных губерниях, черноземных не меньше 1 2 Поэтому черноземье крестьянские наделы были значительно меньше Если до реформы у крестьян оказывалось больше земли, чем предусматривалось актом 19 февраля, то излишек отрезки отдавали помещикам В черноземных губерниях у крестьян отрезали до 3040 земли Более того, их наделяли землей худшего качества, неудобно расположенной Чтобы стать ее собственниками, крестьяне должны были заплатить выкуп, значительно превышающий рыночную стоимость земли Поскольку крестьяне не располагали средствами, роли посредника выступило государство Оно выдавало помещикам до 80 выкупной суммы, и этот долг с процентами крестьяне обязывались выплачивать течение 49 лет Выкупные платежи отменили лишь после революции 19051907 гг За это время крестьяне заплатили казне и помещикам около 2 млрд руб то время как рыночная цена земли, оставшейся за крестьянами, накануне 1861 составляла около полумиллиарда руб Однако и 20 выкупной суммы оказались многим крестьянам не по силам Такие считались временнообязанными и за пользование наделами должны были отбывать прежние повинности барщину или оброк Правда, размеры повинностей были теперь строго определены, и помещик не мог требовать дополнительных услуг со стороны крестьянина Временнообязанное состояние было ликвидировано 1881 когда все временнообязанные крестьяне должны были выкупить свой надел Вслед за русскими губерниями крепостное право отменили Литве, Белоруссии, на Украине, Закавказье и на Северном Кавказе. Теологический подход представляет собой религиозное понимание истории, осно ванное на признании Высшего Разума Бога Творца и созданного им божественного ми ропорядка Согласно этому подходу, БогТворец является основой миробытия, первоосно вой всего сущего и первопричиной всех вещей и явлений Бог создал мироздание и чело века, придал свой сокровенный смысл его историческому существованию и развитию. Географический детерминизм абсолютизирует роль географических факторов развитии исторического процесса Так, французский просветитель Ш Л Монтескье 1689 1755 основоположник географической школы социологии, считал, что климат, почва и состояние земной поверхности определяют дух народа и характер общественного разви тия Русский географ, социолог и общественный деятель Л И Мечников 1838 1888 особое значение придавал гидросфере и пытался объяснить неравномерность обществен ного развития изменением значения одних и тех же географических условий, прежде все го водных ресурсов и путей сообщения В соответствии с этим он выделял три периода истории цивилизации 1 речной со времени возникновения первых государств доли нах Нила, Тигра и Евфрата, Инда и Ганга, Хуанхе и Янцзы 2 средиземноморский от основания Карфагена 3 океанический после открытия Америки. Марксизм как философское направление оформился середине II половине XIX Его основоположниками были немецкие мыслители К Маркс 1818 1883 и Ф Эн гельс 1820 1895 Они обосновали доктрину исторического материализма, согласно ко торой основе исторического процесса находятся производственные отношения Вся ми ровая история это борьба классов за экономическую и политическую власть Классовая борьба двигатель исторического процесса, экономические отношения приоритетны развитии общества.

В отличие от Шпенглера, категорически отрицавшего единство и целостность ис торического процесса, Тойнби допускал некоторую степень взаимовлияния разных циви лизаций, считал, что локальные цивилизации представляют собой мозаичные составляю щие универсальной панорамы всемирной истории. Получить информацию о человеке, обществе, государстве, событиях, происходив ших разное время и различных странах, можно только из исторических источников Под историческим источником настоящее время понимается продукт культуры, объ ективизированнный результат деятельности человека Это могут быть культурные объекты, произведения, вещи, документы. Историческая методология методология исторических исследований главная теоретическая дисциплина семье исторических наук, изучающая единстве теории исторического знания и познания, то есть теорию предмета история и теорию методов исторического исследования. Общенаучные методы исторического исследования К общенаучным методам относятся 1 общие логические приемы сравнение, обобщение, абстракция и др 2 методы эмпирического исследования наблюдение, измерение, эксперимент 3 методы теоретического исследования идеализация см частности, труды М Вебера формализация, мысленный эксперимент, математические методы, моделирование, методы восхождения от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному и др В познавательной деятельности все эти методы находятся диалектическом единстве, взаимосвязи, дополняют один другого, что позволяет обеспечивать объективность и истинность познавательного процесса. Междисциплинарные методы исследования Центральное место развитии методологии истории на современном этапе заняли идеи междисциплинарности, то есть междисциплинарного изучения прошлого, планомерной интеграции исторической науки единое исследовательское пространство с географией, экономической наукой, социологией, социальной психологией. Историческая методология методология исторических исследований главная теоретическая дисциплина семье исторических наук, изучающая единстве теории исторического знания и познания, то есть теорию предмета история и теорию методов исторического исследования. Аналогия есть установление сходства между нетождественными объектами Она должна основываться на как можно большем числе отношений, на существенных свойствах, на установлении более тесной связи результирующего и факторных признаков Сравнение это познавательная операция, лежащая основе суждений о сходстве или различии объектов, строго продуманная концепция отбора и интерпретации существующего материала С помощью сравнения выявляются количественная и качественная характеристики объектов, осуществляется их классификация, упорядочение и оценка Его простейшими типами являются отношения тождества и различия. Поскольку многие факты, явления, события и не могут быть исторически засвидетельствованы вследствие слабости источниковой базы, они могут быть восстановлены, реконструированы лишь гипотетически Тогда используется метод моделирования Моделирование способ установления связей между объектами с целью определения их места системе, которая указывает на свойства этих объектов При логическом моделировании чаще всего применяется прием экстраполяции, под которой подразумевается распространение выводов, сделанных результате изучения одной части явления, на другую часть этого явления нахождение по ряду данных значений функций других ее значений, выходящих из данного ряда.

Среди специальных методов исторической науки наибольшее распространение получил сравнительноисторический метод Он позволяет выявлять тенденции исторического процесса, формирует научную базу его периодизации, указывает на общее и особенное истории, даёт возможность проникнуть сущность явлений Сравнительноисторический метод предполагает типологизацию исторических явлений, позволяющую отделить их сущностные характеристики от вторичных, необязательных. С вовлечением исследовательский оборот массовых источников исторической науке получили распространение математические методы работы акад И Д Ковальченко Сближение с социологией позволило историкам активно применять методики, практикуемые социологических исследованиях Так, из социологии историю пришёл контентанализ Активно использует социологические методы также гендерная история, выделившаяся последние годы самостоятельное направление исторической науки Подобным же образом из практики использования новых методов выросли такие направления и школы исторических исследований, как пропосография, развившаяся из историкобиографических исследований, микроистория и др Важнейшее значение для изучения ранней истории человечества имеют историколингвистические исследования, сочетающие подходы истории и языкознания Историки, особенности исследователи ментальности практикуют подходы, выработанные психоанализом, что приносит определённые результаты при объяснении мотивов поведения отдельных исторических персонажей. Центральное место развитии методологии истории на современном этапе заняли идеи междисциплинарности то есть междисциплинарного изучения прошлого, планомерной интеграции исторической науки единое исследовательское пространство с географией, экономической наукой, социологией, социальной психологией Движение по этому пути позволило историкам увидеть новые горизонты и способствовало возникновению новых дисциплин, лежащих на стыках с другими науками исторической географии, исторической демографии и Сама история всё чаще рассматривается как часть более широкой науки социальной антропологии. Размещено на У истоков цивилизационного подхода стояли О Шпенглер 1822 1885гᴦ немецкий философ, А Тойнби 1889 1975 гᴦ англ философ, социолог, русские философы Питирим Сорокин, Н Бердяев, Н Данилевский. Подходы изучении истории Источники изучения истории понятие и виды Классификация и особенности категории Подходы изучении истории Источники изучения истории 2014 3 Источники и функции исторической науки Вспомогательные исторические дисциплины. История есть наука о том, как род человеческий жил самых отдаленных временах, как он развивался и дошел, наконец, до того, что он есть теперь. Слово история имеет греческое происхождение, historia, переводе на русский означает рассказ о событиях Первым историком считают древнегреческого исследователя Геродота 484426 гг до, который своём труде История впервые проследил причинноследственные связи современных ему событий и событий прошлого, то есть попытался научно обосновать исторический опыт. Историческая наука обеспечивает истинное изложение хода истории путем рассказов о событиях и их беспристрастного анализа. Исследователей всегда интересовал вопрос, является ли история человечества линейным поступательным движением, однонаправленным для всех народов, или многовариантным процессом развития Вплоть до XIX века историю воспринимали как результат линейного развития по плану, определенному Творцом. Большой вклад научное осмысление российской истории внесли исследователи XVIIIXIX вв Так, В Н Татищев 16861750 написал первый историографический труд по истории России История российская с самых древнейших времён М В Ломоносов 17111765 доказал наличие внутренних предпосылок для создания русской государственности и опроверг норманнскую теорию немецких учёных Г З Байера и Г Ф Миллера о неспособности восточных славян самостоятельно создать государство.

Ученик С М Соловьева В О Ключевский 18411911, создавший первую научную периодизацию российской истории, Курсе русской истории развивал идеи своего учителя По словам В О Ключевского, человеческая природа, людское общество и природа страны вот те три основные силы, которые строят людское общежитие, поэтому необходимо выявить всю совокупность фактов и факторов, характерных для каждого периода развития государства. Кроме того, критики формационного подхода указывают, что многие страны не проходили последовательно все стадии развития первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную и капиталистическую формации В некоторых странах стадии накладывались одна на другую. Цивилизационный подход подход, согласно которому история человечества это совокупность различных цивилизаций, выступающих как самостоятельные субъекты истории. Категория цивилизация имеет множество определений Этот термин ввели оборот французские просветители для обозначения гражданского общества, котором царствует свобода, право, справедливость. Широкое распространение на Западе и России получила концепция английского историка А Тойнби изложенная его Исследовании истории Согласно этой концепции, история человечества это история сменяющих друг друга локальных замкнутых цивилизаций, причинно не связанных с собой Он выделяет 21 локальную цивилизацию истории человечества, том числе пять живых цивилизаций, или обществ западное, православнохристианское, или византийское, куда он относит и Россию, исламское, индуистское, дальневосточное.

Анахронизмом звучит сегодня внушительная фраза, составленная Леопольдом фон Ранке Историю наделяли обязанностью судить прошлое, учить настоящее ради блага будущего Данный труд не вдохновлен столь высокими помышлениями он хочет только одного показать, как это было на самом деле Однако историк стремится знать не только как это было на самом деле, но и почему так было, с чем это связано и почему не произошло иначе Он пытается выявить факторы, определявшие движение истории, открыть ее смысл, направление, цель Историк хочет объяснить прошлое. Отечественная историография 20 80х гг XX столетия являлась марксистской, она опиралась на методологию, детально разработанную во второй половине XIX К Марксом и дополненную Ф Энгельсом Важнейшим постулатом марксистской методологии истории может быть признана идея, согласно которой экономические потребности людей независимо от их воли и желания конечном счете определяют тенденции социального развития, что экономика детерминирует социальноисторический процесс. Приведем слова Фернана Броделя, крупнейшего представителя школы Анналов Гений Маркса состоит том, что он первый сконструировал действительные социальные модели, основанные на долговременной перспективе Но, отмечал Ф Бродель, мы больше не верим объяснению истории на основе того или иного доминирующего фактора Не существует односторонней истории. Экономически детерминированная история, как уже было отмечено, долгие десятилетия безусловно преобладала отечественной историографии Она победила 20 30е гг, XX и ее торжество было неоспоримым территориальных границах нашей страны В те же годы начала свои бои за историю и школа Анналов, стоявшая у истоков того, что принято сегодня называть новой исторической наукой Начала не без влияния марксизма прежде всего его системного подхода к анализу общества и с чувством глубокой неприязни к традиционной истории той, что романизирует жизнь Марии Стюарт, проливает свет на галантные похождения шевалье Эона течение полувека исследует два последних сегмента четвертой пары чьихто конечностей, истории попугайской и безжизненной Л Февр. Школа Анналов, как и новая историческая наука, никогда не отличалась жестким единством мнений разделявших ее идеи и цели историков Не была она строга и требованиях неукоснительного следования согласованным общепринятым принципам Упрек эклектизме исходных позиций и конечных выводов один из упот. Экономической и социальной истории не существует Существует история как таковая, во всей своей целостности, история, которая является социальной силу самой своей природы Л Февр Точнее важнейшее исследовательское кредо новой исторической науки не сформулировать. События политической истории или дипломатических отношений, действия лидеров или конфликты государств, войны, восстания, сражения, казни сами по себе не являются объектом исторического познания Прошлое, человечества должно исследоваться как целостность всей совокупности социальных отношений, формирующихся под воздействием множества факторов, влияющих на жизнь человека Это факторы экономические, географические, климатические, демографические, духовные, социальнопсихологические Все, что имеет отношение к человеку и его деятельности, подлежит изучению историка, ибо здесь заключены источники жизни Ф Бродель общества. Второй слой конъюнктурный может быть описан понятиях процессов, происходящих определенный, достаточно длительный, но доступный измерению промежуток времени В средиземноморском мире это движение цен, колебания спроса и предложения, торговая конъюнктура, социальные подвижки, совершенствование военной техники, противоборство экономических тенденций, состояние финансов Этот слой, конечно, подлежит изучению историка, но не исчерпывает его интереса к познанию прошлого. Воспользуемся пояснением французского историка Жоржа Дюби, усилиям которого, частности, новая историческая наука обязана утверждением понятия ментальности По его словам, это система именно система движении, являющаяся предметом истории, но при этом все ее элементы тесно связаны между собой это система образов, представлений, которые разных группах или стратах, составляющих общественную формацию, сочетаются поразному, но всегда лежат основе человеческих представлений о мире и о своем месте этом мире и, следовательно, определяют поступки и поведение людей Все взаимоотношения внутри общества столь же непосредственно и закономерно зависят от подобной системы представлений как и от экономических факторов.

Ментальность мыслится как мир веры, символов, культурных образцов, устойчивых стереотипов восприятия, часто не осознанных полностью, потаенных от самих их носителей А Я Гуревич Этот мир реален и объективен, он подчинен току времени большой длительности Это одна из тех устойчивых, непрерывных и малоподвижных структур, которая, наряду с окружающей природой, экономической и социальной организацией, составляет необходимую предпосылку исторической действительности. Введение категории ментальности позволило историкам осуществить казавшееся невозможным увидеть мир прошлого глазами самой эпохи Исследовательский горизонт исторической науки был тем самым существенно расширен. Вовторых, внимание к объективным процессам, происходящим на разных уровнях социального целого различных временных потоках, включенных большую длительность существования непрерывных и преемственных структур. Втретьих, отрицание детерминизма и понимание истории как сложного функционального взаимодействия многих систем, процессов и компонентов исторической реальности прошлого. Отказ от событийной истории, переключив внимание на объективные структуры и процессы, создал тип социально и ментально обезличенного массового человека, целиком и полностью сформированного временем, а не формирующего историческое время М А Барг. Уместен ли, впрочем, столь категоричный вопрос отношении концепции, находящейся состоянии становления и далекой от завершения Концепции, рамках которой, по авторитетному мнению ее наиболее энергичных сторонников, не существует и намека на консенсус по принципиальным проблемам ее общей теории. Формационный анализ воссоздает человеческое общество на высоком уровне абстрактнотеоретического обобщения уровне объективных закономерностей и связей Цивилизационный подход направлен на исследование общества во всем многообразии проявлений его жизни и существования многообразии действия субъективных факторов его развития. Таков, самом сжатом и беглом изложении, замысел Его реализация дело огромной сложности Каждый новый шаг разработке теории цивилизационного анализа это поиск ответов на вопросы принципиального значения Что же всетаки понимать под цивилизацией О многозначности этого понятия подробно говорилось выше Как соотносятся понятия формации и цивилизации Взаимодополнимы ли принципе формационный и цивилизационный взгляды на исторический процесс Допустима ли характеристика цивилизаций как стадий исторического развития Возможно ли применение цивилизационном анализе традиционных категорий исторического закона и исторической закономерности Как соотносятся многообразие цивилизаций и попытки их типологического анализа Не исключает ли сам факт многообразия цивилизаций возможность их сравнительного изучения Какова структура цивилизации Не является ли, наконец, категория цивилизации настолько широкой и неопределенной, что не создает необходимых предпосылок для научного объяснения исторического процесса.

Вернемся к эпиграфу Мы основали Нарнию Теперь наше дело ее беречь Миру этому пять часов отроду, но него уже проникло. Сомнения, дискуссии, обнаружение слабых мест, указания на пределы применимости не зло, от которого нужно беречь непорочную девственность теории Историческая действительность слишком сложна, смысл истории слишком многозначен, чтобы, не создавая иллюзий, надеяться на появление когдалибо абсолютной теории, теории теорий, тьму обращающей свет. В работах современного Гегелю французского социалиста утописта Анри СенСимона высказана идея смены эпох как смены систем эксплуатации человека человеком Были названы рабовладель. В статье изложен метод исторических исследований с использованием положений теории сложных систем и учётом многофакторного влияния на ход истории при сочетании цивилизационного и формационного подходов Этот метод позволил сформулировать определённые закономерности общественного развития, профвившееся мировом историческом процессе и даёт направление разработке моделей исторических процессов с выходом на современность. Используя накопленный опыт применения социологией математических методов исследования, нами применен системный анализ исторического процесса на основе цивилизационноформационного подхода Он синтезирует положительные стороны как цивилизационного, так и формационного подходов и использует положения теории сложных управляемых систем Применение этого метода позволило определить некоторые закономерности развития общества, действующие на протяжении длительного исторического времени.

В отличие от законов природы развитие общества подчиняется закономерностям нерефлексной управляемой сложной системы, системы, развивающейся с учетом управляющей роли субъекта управления Эти закономерности, как показали работы выдающегося советского математика и мыслителя академика Н Н Моисеева, не жестко определяют модель развития, а носят характер тенденций, ограничивают множественность его траекторий вариантность, направляя их определенное русло Математические методы социологических исследований. Закономерность цивилизационного своеобразия формационного развития Сложившийся веками тип цивилизации на основе накопления поколениями материальной, духовной и политической культур, обеспечивающих жизнедеятельность и развитие общества условиях среды обитания и сохранение своей целостности от воздействия других народов, приобретает генетический характер Цивилизация культурноисторический тип общества оказывает непосредственное влияние на формы и темпы социальноэкономических и общественнополитических процессов на каждом этапе формационного развития Смена формаций дает толчок дальнейшему цивилизационному развитию народа новых социальных условиях Так, античное рабовладельческое общество отличалось от египетского западноевропейский феодализм от китайского и российского капитализм европейский отличается от японского, российского и латиноамериканского социализм российский также отличается как от китайского, так и латиноамериканского Особенности китайской цивилизации определили ее опережающий другие цивилизации переход к феодализму, особенности европейской цивилизации определили опережающий переход капиталистическую формацию и воздействие на формационное развитие других народов Особенности российской цивилизации определили ее переход к социалистической формации, первой XX и последующее влияние на мировой исторический процесс этом направлении Таким образом, эта закономерность отражает различие форм и темпов общего для всех формационного развития у различных народов. Новая формация прорывается революционным путем раньше тех странах, где элементы новой формации развились внутри старой значительной степени, а государственные структуры оказались более слабыми и легче подверженными разрушению Революции происходили, как правило, с применением военной силы, но были примеры и мирных форм революций Переход новую формацию редких случаях происходил и эволюционным путем напр Византия от рабства к феодализму Швеция от феодализма к капитализму России эволюционный переход к капитализму сменился буржуазными революциями. В Киевской Руси существовали группы зависимого населения холопы, смерды, закупы, рядовичи Холопство имело многообразные формы Наиболее тяжелые из них превращали свободного человека раба Основная масса сельского населения, зависимого от князя, называлась смердами Они могли жить как крестьянских общинах, которые несли повинности пользу государства, так и вотчинах. Князь олицетворял собой державу, он являлся центральным звеном, ядром политической системы Руссковизантийские договоры 907, 911 и 944 гг ясно указывают на существование под рукой великого князя русского других князей, которые назывались начале X светлыми и великими князьями или великими боярами Вероятно, это были племенные князья и вожди племенных союзов Межкняжеские отношения Киевской Руси на протяжении нескольких веков определялись двумя принципами либо договорами, либо семейным правом Главными задачами князей IXXII вв были военное руководство и дипломатические сношения Военная деятельность князей имела ряд направлений 1 завоевательные походы соседние земли с целью захвата военной добычи, наложения даней контрибуций, расширения территории, оказания политического давления 2 защита Киевского государства от внешних врагов, частности, от нападений кочевников 3 охрана внутреннего порядка, подавление выступлений непокорных вассалов и подданных Ве че общеславянское от старославянского вет совет народное собрание древней и средневековой Руси для обсуждения общих дел и непосредственного решения насущных вопросов общественной, политической и культурной жизни одна из исторических форм прямой демократии на территории славянских государств. В 1236г монголы покорили Волжскую Булгарию, а 1237 ведомые Батыем, вторглись на Русь Они разорили Рязанскую и Владимирскую земли, 1238 разбили на Сить Юрия Владимирского, сам он погиб В 1239 началась вторая волна нашествия Пали Чернигов, Киев, Галич Батый ушел Европу, откуда вернулся. Причинами поражения Руси стали ее раздробленность, численное превосходство сплоченной и мобильной армии монголов, ее умелая тактика, отсутствие на Руси каменных крепостей. Отстаивали идею исторического пути по типу Западной Европы Настаивали на введение конституционных начал, демократических свобод, продолжения реформ Они выступали за создание общероссийского выборного органа расширения прав и функций местных органов самоуправления земский либерализм Политическим идеалом для них была конституционная монархия Они приветствовали капитализм и свободу предпринимательства, выступали за сохранение частной собственности Требовали ликвидировать сословные привилегии, признать неприкосновенность личности Считали реформы главным методом социальнополитической модернизации России.

Формационный подход утверждает что история человечества представляет собой последовательно сменяющие друг друга общественноэкономические формации простого к сложному Карл Маркс и Фридрих Энгельс. Феодализм способ производства, основанный на монопольном праве военнослужилого сословия на владение землёй и получение части продукта, произведённого, проживающими на ней простолюдинами крестьяне и ремесленники, при этом, даже крепостные крестьяне обладают собственностью на движимое орудия труда, предметы потребления и даже недвижимое имущество. Предмет изучения истории Беларуси контексте цивилизационного развития восточнославянской и общеевропейской истории Отечественная историографическая школа Источники изучения истории Беларуси. Стоит отметить, что на территории Беларуси балтославянские отношения имели преимущественно мирный характер Славяне процессе расселения занимали территории свободные от балтов, но не теряли экономических и административных связей балтской среде Экономическое превосходство славян, военное превосходство славян способствовало не только созданию славянских союзов племён, но и включению них балтских племён, проживавших зоне контакта По этому племена днепровских балтов постепенно ассимилировались славянами, передавая им некоторые черты своей духовной, материальной культуры, что стало одной из стадий этногенеза белорусов. Для лингвистического метода который применяется исторической лингвистике и достаточно распространен повседневной общественной практике, можно предложить такое предписание. В более широком плане под цивилизацией чаще всего понимают высокий уровень развития культуры общества Так, эпоху Просвещения Европе цивилизация связывалась с совершенствованием нравов, законов, искусства, науки, философии Существуют том контексте и противоположные точки зрения, при которых цивилизация истолковывается как конечный момент развитии культуры того или иного общества, означающий его закат, или упадок О Шпенглер.

Слабость же методологии цивилизационного подхода состоит аморфности критериев выделения типов цивилизации Это выделение сторонниками данного подхода осуществляется по набору признаков, которые, с одной стороны, должны носить достаточно общий характер, а с другой, позволяли бы обозначить специфические особенности, характерные для многих обществ В теории культурноисторических типов Н Я Данилевского цивилизации различаются своеобразным сочетанием четырех основополагающих элементов религиозного, культурного, политического и общественноэкономического В одних цивилизациях довлеет экономическое начало, других политическое, а третьих религиозное, четвертых культурное Только России, по мысли Данилевского, осуществляется гармоническое сочетание всех этих элементов. Технологическое направление изучая прогресс Человечества, отдает приоритет нем технологическому развитию и сопутствующим изменениям обществе Вехами этом развитии являются фундаментальные открытия появление земледелия и скотоводства, освоение металлургии железа и а также соответствующие им политические, экономические и общественные системы Фундаментальные открытия определяют прогресс Человечества и не зависят от идеологической окраски того или иного политического режима Технологическое направление делит историю человечества на периоды традиционный аграрный, индустриальный, постиндустриальный информационный. Буржуазное государство эксплуататорским классом является буржуазия, а эксплуатируемым пролетариат. В самом общем значении цивилизация это собственно социал ьная, отличие от биологической, организация общественной жизни людей, их культура на основе воспроизводства общественного богат ств К сказанному следует добавить, что такое понимание цивилизации является очень близким к культуре как способу жизни людей отличие от жизни других организмов. Системный подход и системный анализ, значение системности исторических исследованиях. Основоположниками системного подхода являются Л фон Берталанфи, А А Богданов, Г Саймон, П Друкер, А Чандлер. Развернутое определение системного подхода включает также обязательность изучения и практического использования следующих восьми его аспектов. Среди общественных наук системный подход и математическое моделирование наибольшее развитие получили экономических науках, социологии, экономической экологии и некоторых других В исторической науке развитие этого направления затянулось силу ряда причин сложность исторического процесса как объекта изучения, требующая сочетания формализованных и специальных неформальных методов исследования слабость математической подготовки у профессиональных историков, а главное сильное влияние государственной идеологии на исторические концепции и направленность исследований.

Действие общего закона конкретноисторических формах развития народов проявляется ряде закономерностей исторического процесса Системный цивилизационноформационный подход позволяет определить три общие закономерности 1 цивилизационного своеобразия формационного развития 2 стадиального развития формаций 3 революционной смены формаций и преодоления реставрации старой формации на ранней стадии новой формации. Моделирование исторического процесса позволит дать обоснованные расчётами количественные величины динамики общественного развития как от формации к формации, так и внутри формации исследуемых цивилизациях. Началом цивилизации принято считать создание государственности классового общества Общая модель динамики мирового исторического процесса поэтому включает четыре последовательно используемые модели развития общественноэкономических формаций рабовладельческой, феодальной, капиталистической и социалистической соответственно каждому способу производства избранных для анализа цивилизациях. В этот блок входит модель деятельности госаппарата по управлению обществом, модель религиозных институтов, модель вооружённых сил, которые сопрягаются с моделью развития социальной структуры и динамики социальных отношений. При расчётах по моделям развития формаций XXI обязательно учитывать процесс истощения ресурсов и загрязнения среды В модели социалистической системы необходимо учесть, что история дала пример только ранней стадии и возможна реставрация капитализма на некоторый исторический срок, как это имело место прошлых формациях с анализом последствий реставрации.

Деревянко А П Шабельникова Н А История России с древнейших времен до конца XX века М КноРус Историческая закономерность, история, Субъективизм, фальсификация, хронология, формация, геральдика, палеография, историография, факт, историческая школа, этнография. Теория исторического процесса Сущность, формы и функции исторического знания Роль исторической науки его формировании Предмет и объект исторического исследования.

Методы и подходы изучения исторического процесса
Решебники для школьников — University-full
525
Просмотров: 2