Понятие о бессознательном психология

Бессознательное это совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных воздействиями, во влиянии которых человек не дает себе отчета Бессознательное включает психические процессы, отношении которых отсутствует субъективный контроль Бессознательным оказывается все то, что не становится предметом особых действий по осознанию. Бессознательное это совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных воздействиями, во влиянии которых человек не дает себе отчета. Способность реагировать на жизненно незначимые раздражители среды звук, запах и, которые являются сигналами для жизненно важных раздражителей пища, опасность благодаря их объективно устойчивой связи Критерием чувствительности является способность образовывать условные рефлексы закономерная связь внешнего и внутреннего раздражителя с той или иной деятельностью через посредство нервной системы. Учение о бессознательном является тем фундаментом, на котором основывается вся теория психоанализа Психоанализ от греч psycheдуша и analysisрешение часть психотерапии, врачебный метод исследования, развитый З Фрейдом для диагностики и излечения истерии Затем он был переработан Фрейдом психологическую доктрину, направленную на изучение скрытых связей и основ человеческой душевной жизни. Фрейд считал, что бессознательное это то, что подавляется сознанием, то, против чего сознание человека воздвигает мощные барьеры.

Нельзя приравнивать бессознательное психике человека к психике животного Бессознательное это такое же исключительно человеческое проявление, как сознание, оно определяется общественными условиями существования человека. Принято выделять следующие структурные элементы сознания психические процессы и психические состояния, психические свойства. Психический процесс это кратковременное психическое явление, имеющее начало и конец ощущение, восприятие, память, мышление, воображение. То, на что направлен луч света, становится ясно видимым, то время как остальная часть окружающего пространства остается скрытой от наблюдателя. Психические состоянии, характеризующиеся ослабленным контролем сознания. Вторая часть сознания человека Я большей степени соответствует представлению человека о себе, так как именно этой части сознания мы находимся большую часть времени Наши мысли, планы, чувства, оценки все это компоненты Я Данная часть психики выполняет две важные функции вопервых, руководит контактом с реальностью при этом может как приспосабливаться к реальности, так и менять ее, а вовторых, осуществляет связь с бессознательным, на пример, вытесняя психотравмирующие ситуации область бессознательного защитная функция Фрейд считал, что основная задача Я состоит том, чтобы поддерживать чувство собственной безопасности и самоуважения Для этого Я приходится выводить за рамки сознательного социально неприемлемые бессознательные переживания Сознание оказывает сопротивление бессознательному, не пропуская его высшие этажи психики В результате этого сопротивления могут возникать раз личные нарушения органов чувств и нервной системы Эго работает по принципу целесообразности биологической реальности. В этой части сознания человек находится большую часть времени Здесь располагаются мысли, планы, чувства, оценки. Другой пример бегло читая какойлибо текст, мы, не задумываясь над значением отдельных букв, сразу воспринимаем смысл прочитанного Трансформация графических символов данном случае букв логические понятия проходит для нас совершенно незаметно Аналогичным образом радист, работающий с азбукой Морзе, воспринимая звучание коротких и длинных сигналов, совершенно свободно переводит их логическое сочетание букв и слов Однако все это становится возможным лишь результате длительной тренировки. В результате целой серии подобных экспериментов Д Н Узнадзе и его сотрудники пришли к выводу о том, что установка действительно неосознаваема Подтверждением этого является один из вариантов эксперимента по оцениванию объемов шаров Этот эксперимент проводился с использованием гипноза Предварительно испытуемого вводили гипнотическое состояние и этом состоянии ему предлагали проделать первые пятнадцать установочных проб Затем ему внушалось, что необходимо забыть все, что он делал После выхода из гипнотического состояния испытуемый не помнил, что он делал, но когда ему предложили оценить объем шаров уже состоянии бодрствования, он совершал ошибку, утверждая, что шары разные по объему, хотя на самом деле их объем был одинаковым. Таким образом, неосознаваемые установки действительно существуют и имеют огромное значение для формирования осознаваемых действий.

Информация о работе Проявление сознательного и бессознательного поведении человека. Сознание это высшая форма отражения объективной реальности, свойственная исключительно человеку Оно включает себя сознание окружающего и самосознание как выделение своего Я Развитие психики прошло ряд стадий. У новорожденного, который кричит, двигает конечностями, повора чивает голову, открывает и закрывает глаза, сознание отсутствует, хотя психика у него, как и у животных, есть Ребенок всего лишь бодрствует, но, бодрствуя, не осознает окружающего его мира Врожденной у чело века является лишь возможность появления и развития сознания, и то лишь условиях человеческого общества Хаотическая инстинктивная деятельность новорожденного прекращается при удовлетворении его простейших потребностей. В то же время, человек имеет способность осознавать как лежащий вне его мир, так и самого себя, свое отношение к предметам и явлениям внешнего мира Эта последняя категория самосознание должна быть определена как осознание человеком своего тела, мыслей, действий, чувства, интересов, собственного положения системе общественного производства. Подчеркивая, что сознание это динамический процесс, детермини руемый его объектом и опосредуемый мозгом, И П Павлов писал Если бы можно было видеть сквозь черепную крышку и если бы место больших полушарий с оптимальной возбудимостью светилось, то мы увидели бы на думающем сознательном человеке, как по его большим полушариям передвигается постоянно изменяющееся форме и величине, причудливо неправильных очертаний светлое пятно, окруженное на всем остальном пространстве полушарий более или менее значительной тенью. Экспериментальным путем было установлено что коре головного мозга имеются такие участки, раздражение которых ведет к возбуждению ретикулярной формации и последующей активации остальной части коры Ретикулярная формация не сама по себе включает и выключает физиологические механизмы сознания Она является лишь исполни тельным органом тех случаях, когда у коры имеется достаточно оснований для максимальной активации Эта третья волна возбуждения, идущая от ретикулярной формации, подстегнутой корой, вероятно, способствует подключению огромного количества следовых реакций, отражающих все многообразие и богатство жизненного опыта, знаний.

Во время сна, когда никакие посторонние раздражители не мешают человеку, создаются идеальные условия появляется возможность додумать то, над чем человек безуспешно бился течение дня, а иногда и дольше Во время мышления во сне работу вовлекаются только необходимые участки и функциональнодинамические системы И хотя эта работа и не осознается, однако она весьма продуктивна, как об этом свидетельствуют многочисленные примеры однако это подсознатель ное возникает голове человека по тем же законам, что и сознатель. В клинической практике различают две большие группы выраженных патологических состояний сознания выключение и помрачение При их отсутствии, но наличии какихлибо других психопатологических симп томов говорят о ненарушенном сознании. Однако для удобства изучения, обучения и диагностики мы приводим общепринятую классификацию расстройств сознания В качестве критериев ясности используются правильность различных видов ориентировки, акта восприятия, осмысления, эмоциональнодвигательные нарушения и сте пень последующей амнезии. Формы выключения сознания Оглушение наиболее легкая и простая по психопатологической структуре форма выключения сознания Разли чают три степени оглушения. После исчезновения оглушения наблюдается неполная амнезия ост ровковое припоминание симптом Моли, более или менее выражен ная зависимости от степени оглушения. Сумеречное расстройство сознания характеризуется внезапным нача лом и столь же внезапным окончанием, дезориентировкой и отсутствием воспоминаний на период нарушенного сознания Клинически различают несколько разновидностей сумеречного помрачения сознания. При различных формах помрачения сознания описываются внешний вид больного лицо, одежда, поведение профессиональный делирий, мусситирующий, целеустремленность поступков, бессмысленные и бес системные движения и пр Особое внимание обращается на состояние эмоциональной сферы эмоциональная гипестезия при оглушении от носительно быстрая смена настроения при делирий мирные эмоции типа радости, удивления, легкого недовольства при онейроиде повы шенная аффективность, злобность при сумеречном расстройстве со знания мимолетные, хотя и резкие, колебания чувственной сфере мгновенные переходы от плача к слезам, от радостного настроения к выраженной пугливости при аменции.

Признание гипотезы динамического бессознательного служит основным критерием отличия глубинной психологии, и частности психоанализа, от других направлений психологии История появления этого понятия прослеживается скорее контексте литературы и философии, чем контексте психологии Решающую роль процессе развития понятия бессознательного сыграли противоречия между просветительской философией и романтизмом вкупе с философией жизни Философская мысль эпохи Просвещения, ознаменовавшейся стремлением положить прочный фундамент основу человеческого познания, была сосредоточена на сознательной сфере В связи с этим декларировалась возможность вычленения путем саморефлексии ясных и четких представлений из хаоса смутных догадок Создавая понятия просвещенного самосознания или сознательного творчества человеческого я, эта доктрина, провозгласившая сознание светочем разума, попутно наводила на мысль о загадочном происхождении самосознания, о предшествующем ему предсознательном состоянии, которое Шеллинг назвал бессознательным проявлением, а Фихте трактовал с помощью термина влечение. Следуя заветам эпохи Просвещения, Гербарт попытался совместить представление о бессознательном с понятием естественной способности просвещенному познанию и разработал своеобразную механику формования представлений, призванную продемонстрировать принципиальную математическую соизмеримость порыва, торможения и вытеснения К этому же направлению тяготела идея внешней и внутренней психофизики Фехнера В отличие от них представители романтизма, среди которых следует особо отметить Каруса, причислили психическую сферу к области сушего, постигаемого при помощи иного способа познания, а именно путем интуитивного понимания и толкования сушего, исходя из его целей телоса. В этой связи важное значение имел переворот философии жизни, произведенный Шопенгауэром Сфера доступного пониманию душевного познания получила название мира представлений и была отделена от своего первоисточника, мира воли Таким образом, проявление и сущность, поверхность и глубина предстали виде двух измерений психики Бессознательная сфера жизни трактуется как воля, внешним проявлением которой является стремление к объектам В ранних работах Фрейда прослеживается прямая связь с трактовкой бессознательного, представленной Шопенгауэром Так, при описании невротического конфликта Фрейд именует защиту волей, а либидозное желание антагонистичной волей. Важное значение для Фрейда имело представление о том, что незнание, обусловленное забвением, может быть связано с функцией структурирования на основе видоизмененного состояния знания Он постулировал тенденцию к вытеснению, впоследствии сформулировал концепцию зашиты, позволяющей отсекать это знание от сознания Используя этот Критерий, Фрейд смог установить различие между состояниями, являющимися бессознательными лишь феноменальном или дескриптивном смысле например, обычный процесс забывания, и состояниями, которые надлежит отнести к категории бессознательных. Фрейд столкнулся с проблемой теоретического обоснования подобного знания Он попытался ответить на этот вопрос своих статьях по метапсихологии, определив два основных подхода к осмыслению психики, с помощью которых можно выявить бессознательное знание Топологическая модель подразумевает разделение психической сферы на различные области Динамическая модель позволяет судить об энергии и мотивах, которые вступают конфликт виде защиты и желания контексте бессознательного Наиболее проблематичной представляется экономическая модель, поскольку с ее помощью Фрейд попытался совместить свои представления о психике с естественнонаучными теориями духе Гербарта и Фехнера Исходя из предположения о существовании психической энергии, Фрейд попытался объяснить бессознательные конфликты, ссылаясь на доступное количественному измерению изменение степени концентрации энергии на желании, которое сопровождается антагонистичным катексисом защиты. Применительно к объективному физическому миру бессознательными рамках гештальтпсихологии могут считаться, пожалуй, лишь те частоты психического раздражения, которые не поднимаются выше порога восприятия Впрочем, и эти доступные для измерения частоты соответствии с традицией внешней психофизики Фехнера не могут сформировать бессознательное, поскольку не воспринимаются И все же рамках гештальтерапии Перлза сохранилось понятие блокирования чувств, унаследованное от глубинной психологии и позволяюшее судить о недоступных сознанию измерениях психики. При этом одним из показателей правомерности толкования считается реакция анализанда С точки зрения метапсихологии, бессознательное, истолкованное этом ключе, реконструируется с учетом смысла поступка и считается латентным намерением В этом контексте можно использовать оригинальные телеологические объяснения, согласно которым основе поступка лежат убеждения и намерения индивида, совершающего поступок Кроме того, бессознательное можно рассматривать как иное измерение языка, претерпевшее сдвиг и сгущение, делая вывод о том, что оно структурировано подобно языку Этот текст можно расшифровать с помощью лингвистических методов с учетом законов выбора сигнификантов на парадигматическом Уровне и их связного построения на синтагматическом уровне, сформулированных Якобсоном. В своем развитии сознание прошло несколько этапов психика пока еще не сознание животных и предчеловека, стадное сознание, сознание разумного человека, сознание человека родового общества и, наконец, появление самосознания В этой связи представляют интерес взгляды на данный вопрос некоторых известных зарубежных ученых. Как известно, взаимодействие животных со средой осуществляется ходе их инстинктивной психической деятельности, преследующей цели приспособления к среде Оно формируется на основе ощущений, восприятия опыта и примитивного осмысления конкретной ситуации.

Контактируя с предметами и явлениями материального мира, процессе общения с другими людьми и коллективного труда, особенно посредством речи, человек научается онтогенезе активно познавать объективную реальность ощущение, восприятие, творчески мышление ее преобразовывать произвольная деятельность для лучшего удовлетворения своих потребностей В формировании человеческого сознания принимают участие все упомянутые психические процессы Мозг не источник сознания, а его орган, та часть нашего организма, которой воздействующий на него объект трансформируется и получает субъективную форму бытия, становясь сознанием субъективным образом объективного мира. Следует подчеркнуть специфическую роль языка развитии человеческого сознания, ибо он необходимое условие его появления и совершенствования Однако не само по себе слово является стержнем сознания. Исходя из того, что человеческое сознание не только отражает объективную реальность, окружающий нас мир, но и на основе этого отражения через практическую деятельность творит его, следует выделять познавательную и активнотворческую его стороны Благодаря сознанию человек отражает будущее, создает и сохраняет орудия труда, присваивает общественный опыт и передает его другим поколениям, а также способен к саморегуляции. Различают по К К Платонову несколько форм сознания индивидуальное, включающее атрибуты сознания отношение, познание, переживание, уровни ясности творческое озарение, вдохновение, ясность сознания, неосознанные явления, спутанное сознание, динамику сознания свойства личности, состояния сознания и процессы сознания и функции сознания память, воля, чувства, восприятие, мышление, ощущения, эмоции. Самосознание это сознание, направленное на самого себя В структуру самосознания входят самопознание, что позволяет ему самоусовершенствоваться, самоотношение и самопереживание Самосознание выявляется самооценке оценке своих способностей, социального положения, успеха, привлекательности и и самоуважении, которое зависит от реального успеха и уровня притязаний личности. Данные по физиологии сознания, полученные И П Павловым и его сотрудниками, последнее время значительно уточнены и расширены Многочисленными работами выявлена очень важная роль ретикулярной формации поддержании и регулировании уровня возбудимости и работоспособности других отделов нервной системы, частности коры головного мозга. Хорошо известно, что мозг спящего человека порой выполняет очень сложную и к тому же весьма целесообразную работу Так, А С Грибоедов рассказывал, что план его Горя от ума, несколько отдельных сцен из этой комедии он сочинил во время сна Вольтеру приснилась первая часть его Генриады, которую он сразу же по пробуждении записал Шуман во сне получил от Шуберта мажорную тему тональности сибемоль Д И Менделеев во время сна окончательно распределил химические элементы, что явилось основой его Периодической системы элементов. Согласно психоаналитическим взглядам, большинство мыслей и поведение человека имеют бессознательную природу Возникают они чаще всего. Если брать за основу философское определение сознания субъективный образ объективного мира, то следует признать, что большинство психически больных находится состоянии более или менее нарушенного сознания, ибо они не осознают своего заболевания, не отдают себе отчета своих переживаниях и поступках, не предусматривают их последствий с точки зрения социальной, моральной и правовой Равным образом можно говорить А А Меграбян об изменении деятельности сознания при всех острых и хронических соматических страданиях как следствии разнообразных комплексов ощущений интероцептивных, мышечных, вестибулярных.

Формы выключения сознания Оглушение наиболее легкая и простая по психопатологической структуре форма выключения сознания Различают три степени оглушения. Кома полное выключение сознания все виды реакций, а также физиологические рефлексы отсутствуют иногда и глоточный, и корнеальный функционируют лишь жизненно важные центры дыхательный и сердечнососудистый Вызываются патологические рефлексы чаще других Бабинского, Оппенгейма. Часто неспециалистами при диагностировании комы употребляется термин шок Следует подчеркнуть, что понятия кома и шок не равнозначны В то время как кома это степень выключения сознания, шок реакция организма, возникающая вследствие непрерывного потока чрезмерно сильных импульсов к центральной нервной системе например, при травме, кровопотере При шоке сознание обычно бывает нарушено, достигая различных степеней от оглушения до комы. Например, у больного хроническим алкоголизмом вне алкогольной интоксикации возникло воспаление легких Ночью палате терапевтического отделения городской больницы он внезапно увидел, как на потолке появилась мошка количество насекомых становилось все больше и больше, а потом они стали падать на пол, на одеяло, на тело, на голову сказал сестре не поверила, засмеялась Больной испытывал страх, весь вспотел, застучало сердце Стал стряхивать с себя мошку Страхусилился еще более, когда заметил, что кроме мошки по полу бегают мыши и крысы Одна было забралась под подушкупоймал и бросил на пол Переведенный психиатрическую больницу, больной видел там на стене огромного паука, ощущал ползание насекомых по телу В беседе с врачом правильно называл свое имя, фамилию, возраст. Так называемые классические сумерки довольно постоянные по содержанию галлюцинации и относительно систематизированный бред сочетаются с целеустремленным, иногда опасным для жизни и самого больного и окружающих поведением, аффектами гнева, страха, соответствующими галлюцинаторнобредовыми переживаниями. Амбулаторный автоматизм характеризуется двигательным возбуждением без какихлибо других нарушений сферах восприятия, мышления и эмоциональной Может проявляться серии последовательных, стереотипных движений или более сложных целенаправленных двигательных актах, совершаемых на ходу Бессознательные движения могут быть хаотическими, нелепыми и кратковременными больной свертывает валиком одеяло обшаривает руками свое тело, голову крутится на месте бросается внезапно бежать.

Сумеречные расстройства сознания, возникающие среди ночи, не следует смешивать с одной из форм нарушения обычного физиологического сна сон области моторного анализатора Такого человека можно разбудить сознание полностью восстанавливается через несколько секунд, минут, он идет к своей кровати и снова засыпает Если блуждающий во сне разбужен не будет, то о ночных событиях воспоминаний не остается Все пять вышеуказанных терминов до настоящего времени используются большинстве источников для обозначения как патологии сознания, так и временных нарушений физиологического. Кроме беседы с пациентом и его родственниками, для решения вопроса о сохранности сознания большое значение имеют данные наблюдения мимика, пантомима, логичность поступков, своевременность их, законченность и Играет роль и патология других психических функций иллюзии и галлюцинации, бред, замедление мышления, персеверации, разорванность. Возникшее трудовой деятельности предков современного человека произвольное внимание стало обязательным условием труда, учебных занятий, работы вообще Во время труда всегда необходима целесообразная воля, выражающаяся во внимании, необходима сосредоточенность, направленность и организованность сознания, а вместе с тем умение отвлекаться от того, что не существенно для получения намеченного результата. Для человека, труд которого носит творческий характер, подобная форма произвольного внимания является весьма характерной. Устойчивость внимания зависит от содержательности, трудности выполняемой деятельности, от осознания ее значения для удовлетворения общественных и личных потребностей человека Внимание является устойчивым до тех пор, пока выполняемая работа активизирует психическую деятельность человека, дает пищу для мышления, фантазии, чувствам Существенную роль играет здесь чувство долга, дисциплинированность Как только эта активная деятельность прекращается, как только данный объект утрачивает значение, внимание отвлекается, переходя на другие объекты Так, с неослабевающим вниманием прочитав интересный рассказ, человек может вновь и вновь подряд перечитывать его Однако с каждым разом внимание будет становиться все более и более неустойчивым, наконец, сосредоточиться на процессе чтения станет попросту невозможным Только поставив перед собой какуюнибудь новую задачу, например, пересказать прочитанное, составить план или конспект, можно опять сконцентрировать свое внимание на рассказе. Если одно и то же время выполняются две или несколько деятельностей, которые прежде одновременно не выполнялись, распределять внимание весьма трудно. Рассеянность бывает двух видов Вопервых, существует рассеянность как неумение скольконибудь длительно сосредоточивать внимание, она выражается постоянном отвлечении, скольжении внимания Подобный вид рассеянности наиболее отчетливо обнаруживается у детейдошкольников Однако и среди старших школьников можно обнаружить немало таких, которые не умеют сосредоточенно работать Рассеянность некоторых учащихся является одной из главных причин того, что они не усваивают знания на уроке Справедливо образное сравнение Внимание это резец памяти чем острее оно, тем глубже следы Одной из причин такой рассеянности является избыток всевозможных и притом неглубоких интересов Так, человек может за все хвататься, всем увлекаться и ни на чем не сосредоточиться Рассеянность порой оказывается причиной как производственных аварий, так и уличных катастроф. Понятие о бессознательном Низший уровень психики образует бессознательное Бессознательное это совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных воздействиями, во влиянии которых человек не дает себе отчета Являясь психическим поскольку понятие психики шире, чем понятие сознания, сознательное, бессознательное представляет собой такую форму отражения действительности, при которой утрачивается полнота ориентировки во времени и месте действия, нарушается речевое регулирование поведения В бессознательном, отличие от сознания, невозможен целенаправленный контроль за совершаемыми действиями, невозможна и оценка их результата.

К термину или понятию бессознательного ученые пришли другим путем, путем разработки опыта, котором большую роль играет душевная динамика Они вынуждены были признать, что существуют весьма напряженные душевные процессы или представления, которые могут иметь такие же последствия для душевной жизни, как и все другие представления, между прочим, и такие последствия, которые могут быть осознаны как представления, хотя действительности и не становятся сознательными. Сознание это, прежде всего осознание ближайшей чувственно воспринимаемой среды и осознание ограниченной связи с другими лицами и вещами, находящимися вне начинающего осознавать себя индивида В то же время оно осознание природы. Они неподвластны контролю человека, изолированы от ядра личности Воспринимаются как непроизвольное, автоматическое течение психических актов. Бессознательное начало представлено практически во всех психических процессах, свойствах и состояниях человека Существуют бессознательные ощущения, к которым относятся ощущения равновесия, мышечные ощущения Суда же относятся неосознаваемые зрительные и слуховые ощущения, которые вызывают непроизвольные рефлексивные реакции зрительной и слуховой центральных системах Здесь же находится умение ходить, читать, писать, говорить Все эти поступки выполняются автоматически, без раздумий Указанные виды автоматизмов вначале формируются под контролем сознания, а потом переходят бессознательную область психики, давая тем самым сознанию возможность контролировать более сложные операции Доказать факт автоматизмов можно, когда на пути к реализации какойлибо цели появляются неожиданные препятствия Если поставить под контроль сознания осуществление упрочившихся программ, то можно нарушить течение автоматических действий Например, если больной изза страха не научиться заново ходить пытается с помощью сознательно управлять этими функциями, то, скорее всего, он будет меньше успеха этом, чем, если бы не обращал на это столь пристального внимания Если человек, который заикается, будет постоянно испытывать страх перед речью и думать об этом, то его произношение действительно будет с большими дефектами. Автоматизация движений является также результатом действий бессознательных процессов Здесь идет речь о тех движениях, которые сначала являлись осознанными, а затем перешли область бессознательного К ним относятся, например, двигательные умения и навыки, которые начале своего формирования являлись сознательно контролируемыми действиями ходьба, речь умение писать, читать, пользоваться различными инструментами, жонглирование.

У Зигмунда Фрейда был ученик швейцарский психиатр Карл Густав Юнг, который 1913 году выступил оппонентом своего учителя Сущность их расхождений сводилась к пониманию природы бессознательного Юнг считал неверным сведение всей человеческой деятельности к биологически унаследованному сексуальному инстинкту Он говорил, что инстинкты человека имеют не биологическую, а всецело символическую природу Он предложил, что символика является составной частью самой психики, и что бессознательное вырабатывает определенные формы или идеи, носящие схематический характер Эти идеи составляют основу всех представлений человека Они лишены внутреннего содержания и являются, по мнению Юнга, формальными элементами, способными оформиться конкретное представление только тогда, когда они проникают на сознательный уровень психики Выделенным формальным элементам психики Юнг дает особое название архетипы, которые как бы имманентно присущи всему человеческому роду Архетипы формальные образцы поведения или символические образы, на основе которых оформляются конкретные, наполненные содержанием образы, соответствующие реальной жизни стереотипам сознательной деятельности человека В каждом отдельном человеке помимо личных воспоминаний есть великие изначальные образы, как их удачно однажды назвал Якоб Буркхардт, унаследованные возможности человеческого представления том его виде, каким оно было издавна Факт этого наследования объясняет тот по сути дела странный феномен, что известные сказочные образы и мотивы повторяются на всей Земле одинаковых формах Он объясняет далее, как, например, наши душевнобольные оказываются состоянии репродуцировать точно такие же образы и взаимосвязи, которые нам известны из старинных текстов Но по наследству передаются представления, по наследству передается лишь возможность представления, а это большая разница. Человека называют совершенным творением природы, её венцом И бесспорно, наша психика, наша душа, то, что отделяет человека от животного мира уникальное и удивительно сложное явление Но с другой стороны разве можно считать идеалом человека, когда даже части его психики противоположны друг другу, когда человеку приходится балансировать на тонкой грани между удовлетворением потребностей, моралью и требованиями общества. Леонтьев А Н Деятельность, сознание, личность А Н Леонтьев М Просвещение, 1975. С точки зрения физиологии все движения человека могут быть разделены на две группы. Теории личности это тщательно выверенные умозаключения или гипотезы о том, что представляют собой люди, как они себя ведут и почему они поступают так, а не иначе С одной стороны, теория объясняет прошлые и настоящие события жизни человека, его прошлое и настоящее поведение, а с другой предсказывает будущие На основе теории мы должны уметь предсказать определенные изменения поведении субъекта. Анализируя взгляды В Н Мясищева на личность, следует подчеркнуть по меньшей мере два положения, значимые для теоретического осмысления проблемы личности.

Личность трудах А Г Ковалева выступает как интегральное образование психических процессов, психических состояний и психологических свойств. Следующий аспект взглядов В С Мерлина психологическое содержание этих свойств Для характеристики человека как субъекта деятельности, пишет Мерлин, необходимо и достаточно охарактеризовать его отношение к объекту деятельности Каждое психическое свойство личности выражает отношение к действительности Таким образом, концепции В С Мерлина понятие отношение, так же как вышеприведенных концепциях, играет центральную и ведущую роль Вместе с тем автор подчеркивает, что отношение, характеризующее свойства личности, отличается от других психических свойств и явлений, характеризующих отношение человека. Следующее важное для психологической концепции личности положение состоит том, что любое внешнее воздействие действует на индивида через внутренние условия, которые у него уже сформировались ранее, также под влиянием внешних воздействий Раскрывая это положение, С Л Рубинштейн отмечает Чем выше мы поднимаемся, от неорганической природы к органической, от живых организмов к человеку, тем более сложной становится внутренняя природа явлений и тем большим становится удельный вес внутренних условий по отношению к внешним Именно это методологическое положение, выведенное С Л Рубинштейном, делает понятной хорошо известную формулу Личностью не рождаются ею становятся Действительно, каждый вид психических процессов, выполняя свою роль жизни личности, ходе деятельности переходит свойства личности Поэтому психические свойства личности не изначальная данность они формируются и развиваются ходе деятельности. Первый, низший, уровень образуют элементарные фиксированные установки Они формируются на основе потребностей физического существования и простейших предметных ситуаций Эти установки лишены модальности и неосознаваемы Они лишь лежат основе сознательных процессов. Промежуточное положение между тактильными и слуховыми ощущениями занимают вибрационные ощущения Большое значение имеют также ощущения равновесия и ускорения вестибулярный аппарат Особое место занимают болевые ощущения, они являются общими для разных анализаторов. Под восприятием понимается отражение сознании человека какихлибо предметов или явлений вследствие непосредственного воздействия на органы чувств человека.

По силе воспроизведенное чувство может быть слабее или сильнее первичного Например, горе сменяется печалью, а восторг или сильная радость спокойным удовлетворением С другой стороны, обида, перенесенная раньше, при воспоминании о ней обостряется, а гнев усиливается. Помимо воспроизведения, человек постоянно сталкивается с таким явлением, как узнавание Узнавание какоголибо объекта происходит момент его восприятия и означает, что происходит восприятие объекта, представление о котором сформировалось у человека или на основе личных впечатлений представление памяти, или на основе словесных описаний представление воображения. Так, для людей с сильной памятью характерно быстрое запоминание и длительное сохранение информации Известны люди с исключительной силой памяти. Внимание представляет собой психологический феномен, отношении которого до настоящего времени среди психологов нет единого мнения С одной стороны, психологической литературе рассматривается вопрос о существовании внимания как самостоятельного психического явления Одни авторы утверждают, что внимание не может рассматриваться как самостоятельное явление, поскольку оно той или иной мере присутствует любом другом психическом процессе Другие, наоборот, отстаивают самостоятельность внимания как психического процесса. К периферическим механизмам можно отнести настройку органов чувств Прислушиваясь к слабому звуку, человек поворачивает голову сторону звука и одновременно соответствующая мышца натягивает барабанную перепонку, повышая ее чувствительность При очень сильном звуке натяжение барабанной перепонки ослабевает, что ухудшает передачу колебаний во внутреннее. Совсем другой вид рассеянности наблюдается тех случаях, когда человек не состоянии ни на чем долго сосредоточиваться, когда он постоянно переходит от одного объекта или явления к другому, ни на чем не задерживаясь Этот вид рассеянности называется подлинной рассеянностью Произвольное внимание человека, страдающего подлинной рассеянностью, отличается крайней неустойчивостью и отвлекаемостью Физиологически подлинная рассеянность объясняется недостаточной силой внутреннего торможения Возбуждение, возникающее под действием внешних сигналов, легко распространяется, но с трудом концентрируется В результате коре мозга рассеянного человека создаются неустойчивые очаги возбуждения. Эмоции представляют собой один из немногих факторов внутренней жизни человека, которые легко обнаруживаются и довольно тонко понимаются другими людьми Даже маленький ребенок, еще не научившись говорить, очень чувствителен к эмоциональному состоянию окружающих, особенно матери.

Эмоции психические и или физиологические реакции человека и животных на воздействия внутренних и внешних раздражителей, связанные с удовлетворением или неудовлетворением потребностей Эмоция это конкретная форма психического процесса переживания чувств Например, чувство патриотизма, ответственности за порученное дело или чувство любви матери к детям проявляется психической жизни людей как поток эмоциональных переживаний, разнообразных по силе, длительности, сложности и даже по своему содержанию. Эмоциональное состояние непосредственное переживание какоголибо чувства, например наслаждение от хорошей музыки Эти состояния могут быть стеническими или астеническими, полезными или отрицательно влияющими на человека. В результате волевого усилия удается затормозить действие одних и предельно усилить действие других мотивов Необходимость волевых усилий возрастает сложных ситуациях трудной жизни и во многом зависит от противоречивости внутреннего мира самого человека. Понимание воли как реального фактора поведения имеет свою историю При этом во взглядах на природу этого психического явления можно выделить два аспекта философскоэтический и естественнонаучный. Древние философы рассматривали целенаправленное или осознанное поведение человека с позиции его соответствия общепринятым нормам В античном мире прежде всего признавался идеал мудреца, поэтому античные философы полагали, что правила поведения человека должны соответствовать разумным началам природы и жизни, правилам логики Так, по Аристотелю, природа воли выражается формировании логического заключения. Однако последние десятилетия набирает силу и находит все большее число сторонников другая концепция, согласно которой поведение человека понимается как изначально активное, а сам человек рассматривается как наделенный способностью к сознательному выбору формы поведения. Диапазон социальных норм чрезвычайно широк от образцов поведения, отвечающего требованиям трудовой дисциплины, воинского долга и патриотизма, до правил вежливости К поведению, соответствующему социальной норме, относится и максимальная отдача труде и выполнение только что усвоенного первоклассником правила вставать изза парты при появлении учителя классе. На основе знаний и навыков складывается фонд умений человека К умениям относится освоенная человеком система приемов сознательного построения результативного действия В отличие от навыков, каждый из которых образован серией автоматически следующих друг за другом команд, обусловленных знаниями человека, умения проявляются осознанном использовании человеком определенных команд В результате этих команд нередко извлекаются весьма сложные навыки, комбинация которых ведет к достижению цели. Меланхолики склонны к устойчивым, длительным настроениям, слабо проявляют свои чувства хотя бывают взрывы Склонны к преувеличениям, видят мир серых тонах, депрессивны Медлительны, быстро устают Дети с меланхолическим темпераментом ведут себя тихо, стеснительны, избегают общения Обидчивы, обиды таят долго Легкоранимы, склонны к сильным переживаниям даже при незначительных внешних воздействиях. Сходство этих физиологических характеристик с проявлениями характера человека заключается следующем.

Структура совокупности психических качеств, выступающих как способность, конечном счете определяется требованиями конкретней деятельности. Выделяют следующие уровни способностей репродуктивный обеспечивает высокое умение усваивать знания, овладевать различными видами деятельности творческий обеспечивает создание нового, оригинального. В первом случае под способностями понимают совокупность всевозможных психических процессов и состояний. С точки зрения второго подхода под способностями понимают высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности. Очень долго существовало два мнения относительно интеллекта Согласно первому из них интеллект черта сугубо наследственная, человек рождается либо умным, либо глупым В соответствии со второй точкой зрения интеллект связан со скоростью реагирования на внешние стимулы. Что касается абстрактного интеллекта, то с его помощью мы оперируем словами и понятиями Он относится ко второму уровню интеллекта уровню когнитивных способностей По мнению Йенсена, соотношение между этими двумя уровнями у каждого человека определяется наследственными факторами Развитие интеллекта зависит от тех же факторов, что и развитие других функций организма, от генетических, врожденных факторов, с одной стороны, и от условий окружающей среды с другой Под генетическими факторами подразумевают тот потенциал, который ребенок получает с наследственной информацией от своих родителей Об этих факторах известно только то, что от них определенной мере зависит направление интеллектуального развития индивидуума Однако если мы можем с уверенностью сказать, что человеку передаются по наследству какието механизмы развития интеллекта или, по крайней мере, зачатки для формирования таких механизмов, то это еще не значит, что индивидуум наследует определенный уровень чистого интеллекта, зависящий от его уровней у родителей. Единичные представления это представления, основанные на наблюдении одного предмета.

Все представления различаются по степени проявления волевых усилий При этом принято выделять произвольные и непроизвольные представления Непроизвольные представления это представления, возникающие спонтанно, без активизации воли и памяти человека Произвольные представления это представления, возникающие у человека результате волевого усилия, интересах поставленной цели. Все люди отличаются друг от друга по той роли, которую играют их жизни представления того или иного вида У одних преобладают зрительные, у других слуховые, а у третьих двигательные представления Существование между людьми различий по качеству представлений нашло свое отражение учении о типах представлений В соответствии с этой теорией все люди могут быть разделены зависимости от преобладающего типа представлений на четыре группы. Отечественная наука не отрицает роли Б психической деятельности человека Изучаются методологические подходы к исследованию проявлений Б В частности, с этой целью широко привлекается метод изучения установки Д Н Узнадзе Клинический интерес представляет исследование Б аспекте изучения механизмов психологической защиты как непосредственной формы его проявления В качестве материала для изучения Б привлекается анализ сна, гипноза Рассматриваются возможности синергизма сознания. Восприятие бессознательного зависит от метода, применяемого для доступа к нему Vigne Именно поэтому Эриксон пользуется собственным определением бессознательного, которому больше всего состветствует название неосознанное Оно не является для него как для Фрейда импульсом угрозы, перевернувшим сознательную жизнь, который приходится подавлять Roustang, 1990 Бессознательное это тот огромный компьютер, который непрерывно трудится для нашей пользы, обрабатывая данные, постоянно и неосознанно воспринимаемые нами, осуществляя, таким образом, наш личностный синтез Оно является хранилищем следов всего нашего прошлого опыта, среди которого есть множество неизвестных нам ресурсов см Erickson новом гипнозе к бессознательному обращаются как к высшей сущности, хранилищу возможных программ. В качестве существительного термин бессознательное Бсз означает одну из динамических систем, описанных Фрейдом 1915 его ранней топографической теории психического аппарата Фрейд полагал, что определенная часть психического содержания и психической активности, репрезентирующая влечения, никогда не была сознательной На их пути стоит жесткая цензура, налагаемая предсознательным на систему бессознательного первичное вытеснение Остальное содержание достигло сознания, но затем было вытеснено собственно вытеснение Вытеснение осуществляется посредством особой энергии контркатексиса Концепция распределения и взаимодействия психических энергий составила третий, экономический, подход фрейдовской метапсихологии Хотя Фрейд полагал, что некоторые аффективные структуры бессознательного могут становиться сознательными, он считал, что бессознательные аффекты несравнимы с бессознательными идеями Бессознательные аффекты это те, которых избегают, поскольку вытеснены идеи, к которым они привязаны Такие аффекты могут смещаться на другие идеи, имеющие определенное отношение к вытесненным, но то же время отличающиеся от них, а потому приемлемые для сознания Некоторые из этих бессознательных дериватов могут достигать сознания виде замещающих образований или симптомов другие же возвращаются бессознательное, наталкиваясь на второй барьер цензуры, расположенный между предсознательным и сознательным. Содержание бессознательного может быть целом отождествлено с Оно понятиях структурной теории, но некоторые аспекты Я защитные механизмы, аффекты и др и СверхЯ моральные стандарты также носят бессознательный характер Это открытие привело к тому, что Фрейд разработал вторую топографическую модель, ныне известную как трехкомпонентная модель или структурная теория.

Из тысяч таких наблюдений было выведено право говорить о существовании бессознательных психических содержаний Вопрос о том, каком состоянии находится бессознательное содержание, пока оно не присоединено к сознанию, не поддается никакому познавательному разрешению Поэтому совершенно излишне делать какие бы то ни было предположения на этот счет К таким фантазиям принадлежит предположение о церебрации, о физиологическом процессе и Точно так же совершенно невозможно указать, каков объем бессознательного, то есть какие содержания оно включает себя Эти вопросы решает только опыт.

Понятие о бессознательном психология
Решебники для школьников — University-full
525
Просмотров: 2